Чувство города

В Манеже - фестиваль «Зодчество-2006».

Фото: zodchestvo.com
Постоять на ЦКАДе, «проехаться» в будущем метро, и пропутешествовать по неизвестной России располагает открывшийся в Манеже фестиваль «Зодчество-2006».

Посетителей встречает вызывающе красная стена-цитатник высотой с коттедж: «Архитектор - это экономия во всем кроме идей и замыслов», «Архитектура - застывшая музыка» (кстати, Гёте), «Стандартизация домов может создать »психологические трущобы« (мировой классик финский архитектор А.Аалто).

Интересная особенность архитектуры в том, что если ей не занимаешься ты, она рано или поздно займется тобой. В доказательство гости обнаруживали стеклянный подиум, под которым раскинулась карта Московской области, перетянутая поясом Центральной кольцевой автодороги. На подиуме можно потоптаться и сфотографироваться, но, что важнее рядом можно найти подробные порайонные карты с резервированными территориями и развязками, на которых обладатели дач с волнением высчитывали расстояние до своих владений.

А что же зодчество?

Оказывается, есть такая страна - Россия - и там, за пределами Москвы и Петербурга тоже что-то строят. Строят в Белгороде, Оренбурге, Красноярске. В Костроме строят фондохранилище для музея, в Якутии - жилые кварталы. Наверное, как-то успевают между отключениями света, воды и связи с Москвой. Последнее, наверное, и спасает. Есть подозрение, что в сухом остатке там выстроят много больше яркого, чем в столице, придавленной стопудовым вкусом ее градохозяев. Так, уже иногда происходит в коттеджных поселках под Москвой. Собственно строят даже совсем близко в Красногорске, Ногинске, Коломне, Дмитрове. Говорят, о круглогодичных горнолыжных спусках, о спортивном манеже в Мытищах, о ледовой дорожке в Коломне. Хотя из регионов не привезли метровых макетов, оригинальность часто заметна по картинке.

Кстати, возвращаясь в Подмосковье - стояние на ЦКАДе тем увлекательнее, что федеральный мегапроект находится в состоянии перманентной коррекции. Уже обласканное в сети «кольцо с грыжей» превратилось в овал с полукольцами на востоке, словно эхо повторяющими контур основной трассы. Теперь «грыжа» на севере теряется где-то в лесах под Клином, а на юге разрослась к Киевскому шоссе. Попытка ЦКАД перепахать алабинский полигон Минобороны, закончилась отступлением дорожников «за Киев».

Среди представленных проектов есть и из разряда «в гостях у сказки»: самое высокое в мире здание «Тридцать три богатыря» предлагается в виде решетки цилиндров, увенчанных богатырскими «бровями» высотой в 700 метров без шпиля. Контуры дружелюбные - размеры пугают. Плюс самое длинное здание «Гуси лебеди» с горнолыжными спусками.

Интересно, где это вырастет?

«Зодчество», уже четырнадцатое по счету, организовано Союзом архитекторов России. Среди иностранных архитекторов, приглашенных на фестиваль - прежде всего ближнее зарубежье и Восточная Европа плюс Голландия и Словения. Кажущееся наследие братства народов оказывается небезынтересно. Наверное, пора привыкать, что украинское зодчество - это не только бригады, делающие евроремонт, но и, к примеру, отель «Каспий» в Днепропетровске. Сооружение, выглядящее внешне абсолютно «не нашим» и черпавшее мотивы где-то на Востоке. О вкусах не спорят, но, если так будут строить дальше, туда можно будет ездить на экскурсии. Есть сербы, болгары, прибалты - вроде бы неброско. Но, если в том, что касается мировых звезд, на каждый положенный ими в России кирпич пока приходится пуд пиара, то те же югославы здесь давно и реально строят.

Симптоматично, что завершит фестиваль визит и вероятно мастер-класс Нормана Фостера.

За прошедший год-полтора галерейно-дизайнерскую Москву покорила дюжина архитекторов из Европы и США. Харизматичные светские мэтры привили новый жанр: архитектурную лекцию в клубе с элементами шоу и диалога. А весной прибыл Норман Фостер с уменьшенными копиями своих »огурцов« и »улиток«, снабженных пояснениями в стиле комиксов: ясно и привлекательно. На Пасху стоя внимать сэру Фостеру в мрачный цех промзоны пришли три тысячи гостей. Уроки Фостера не прошли для пресноватых русских арх-событий даром. «Арх Москва» ответила трехмерными метровыми макетами башен Белова и Хазанова, «Зодчество» - картами-подиумами и мастер-классом академика Андрея Бокова в первый день фестиваля.

Андрей Боков, вице-президент Союза архитекторов, автор музеев В. Маяковского и А.С. Пушкина, оказавшийся на совершенно неприспособленном для лекции поле «Манежа», сумел красиво удержать аудиторию. Среди высказанного директором «Моспроект-4», уверенность, что ставка на сохранение отдельных объектов вместо сохранения охранных зон города пагубна.

Теряется чувство города.

Рядом как раз раскинулось царство «моспроектов», ощетинившееся планами. На их картах можно было найти немало занятного, но скорее мифического. Так, на карте развития метрополитена обнаружилась нигде не упомянутая «Мичуринская» ветка метро, уверенно «проложенная» уже в 2010-2015 гг. (по карте она теряется где-то на Юго-Западе, а упирается в «Парк Победы», и проложена вдоль Мичуринского проспекта).