Арифметика по-тибетски

Концерт Current 93

Фото: brainwashed.com
В Москве целых два концерта даст культовая группа Current 93 — дарк-фолк без голоса, музыки, аранжировок, зато с поэтом и пианисткой.

Тибетом лидера группы Current 93 назвал Дженезис Пи-Орридж, тот самый, что недавно пришил себе сиськи, фрик-гуру и пионер индастриала. Current 93 придумал сам Тибет — в честь Алистера Кроули. В кроулианской системе мироздания это что-то значит. Желающие могут сами посмотреть, что именно: богобоязненному корреспонденту, пуще всего опасающемуся предупреждений за разжигание и преследований Госнаркоконтроля, в такие дела лучше не лезть.

Как и многие английские группы, Current 93 — это не музыка, а, скорее, литература.

Когда Тибет еще только начинал, Current 93 тоже были, можно сказать, пионерами индастриала. Синтезаторы, кассетные петли, рев «певца», готичная авангардная музыка восьмидесятых годов, а иногда и без певца вовсе, а с адски-готичным перформансом, иконоборчеством и пироманией.

В девяностых годах Тибет начал увлекательную операцию вычитания: что будет, если из музыки вычесть все эти индустриально-синтетические штуки, оставить только «органический» звук — как есть «органические», местно выращенные, экологически чистые продукты? Что будет, если из получившегося акустического фолка вычесть ритм-секцию, пульсирующую клетку барабанов? Да зачем они, в принципе, нужны? Что если вычесть вообще любые аранжировки и оставить мечтательно бренькающую гитару и голос певца. Певца мы тоже вычтем — вместо него есть человек, похожий на советского инженера-аутиста, Дэвид Тибет, гуру темного кроулианского фолка, склонившийся в последнее время к христианскому мистицизму.

Человек этот на идеальном английском языке читает нараспев или поет — без мелодий, интонаций и прочих глупостей.

Тут, пожалуй, вычтено слишком многое, может получиться авторская песня.

Поэтому можно прибавить еще, допустим, блок-флейту — свистящую, всегда немного фальшивую, пробуждающую воспоминания о школьных уроках музыкального образования, о сидящих на лавочках Чистопрудного бульвара готах и о тех несчастных, что играют «средневековую» музыку по четвергам в Нескучном саду.

Это, впрочем, слишком простое и слишком примитивное рассуждение, которое, кроме всего прочего, покрывает лишь пятую части дискографии Current 93. А дискография эта — дай бог каждому. В тучные годы — по четыре альбома, в тощие — по два, не считая сольных. С Тибетом записывались и играли все великие люди англоязычного музыкально-поэтического андерграунда: Ник Кейв (который тоже, кстати, экспериментирует и с лаконичностью аранжировок, и с бедноватыми вокальными данными, и с большой поэзией), а также и те, кого в бедности вокала не упрекнешь: Бьорк, Джон Баланс (он был членом Current 93), Роуз Макдоуэлл и многие, многие другие — например, Current 93 записали пластинку вместе с Death in June. Среди тех, кто записывался с Тибетом, были и отличные музыканты. К примеру, Майя Эллиот, написавшая и сыгравшая музыку для литературного альбома Hypnagogue, — прекрасная пианистка, изобретательный композитор.

Нынешний Current 93 с 98-го года включает госпожу Элиот, ее рояль и голос — у нее-то он, кстати, есть.

В общем, эта история, несмотря на кажущуюся легкость, при помощи простых арифметических действий не рассчитывается, как и любой культ. Главное — не сделать ложных выводов. Школьники по всему миру пытаются рубиться с плохо настроенными пианино, дуют в пластмассовые дудки, терзают струны и декламируют глубокомысленные стихи, как классические, так и собственного сочинения, рассчитывая на грандиозный успех и культовый статус. Некоторым — таким как Black Raven Choir, к примеру, — удается делать это годами, хотя это скорее курьез, чем история успеха.

А в целом школьников можно только пожалеть: быть музыкантом, не будучи при этом музыкантом, можно, но для этого нужно родиться гением.