Национал-романтика похоронят в Мармыжах

Скончался скульптор Вячеслав Клыков

Семен Кваша 02.06.2006, 16:06
Фото: krugosvet.ru

Умер Вячеслав Клыков, номенклатурный скульптор номер два, изваявший Илью Муромца и маршала Жукова и воскресивший Союз русского народа.

Скульптор Вячеслав Клыков скончался 2 июня 2006 года после долгой и продолжительной болезни. Об этом нам рассказали в Фонде славянской письменности и культуры. Чем болел Вячеслав Михайлович, сказать категорически отказались. Ему было 66 лет. Если составлять табель о рангах московских официальных скульпторов, он будет там во второй строчке, после хлебосола Зураба Константиновича Церетели.

Клыков был, что называется, культовым персонажем российской действительности. Родившийся в Мармыжах (Курская область) в 1939 году, окончивший Суриковский институт в 1964-м, он очень быстро стал одним из первых скульпторов страны, хозяином мастерской, занимавшей серьезное место в московском богемном пейзаже. Но прославился он, разумеется, не вечеринками с водкой.

Всякий раз при упоминании имени художника, многими обвинявшегося в антисемитизме, вспоминают оформление грандиозного Центрального детского музыкального театра Натальи Сац. Особо упертые граждане из числа радетелей русского народа ставят это скульптору в вину. Бог им судья.

Но настоящее развитие стиля Вячеслава Клыкова произошло в 1980-х годах, когда он начал ставить памятники русским духовным символам по всей нашей большой стране.

Тут надо понимать, что политическая жизнь в начале 1980-х в Москве была хоть и не вполне публичной, но очень напряженной. Клыков принадлежал к национал-патриотическому крылу интеллигенции, был одним из видных членов этого движения.

С ним связана совершенно детективная история: он изваял памятник Сергию Радонежскому и попытался своими силами вместе со сподвижниками установить его в Радонеже.

Эта была первая попытка несанкционированной установки монумента в стране, мало того, демонстративное религиозное действо. Власть пресекла, но только для того, чтобы вскоре пойти на попятную и разрешить установку.

В эти же годы Клыков получил большую часть своих официальных регалий: Государственную премию СССР (1978), Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина (1987), золотую медаль Академии художеств СССР (1989), Гран-при международной выставки Квардиеннале в Любляне (1973), звания заслуженного деятеля искусств РФ и заслуженного художника России. В те же годы были установлены памятники Рубцову в Тотьме и Батюшкову в Вологде.

В 1990-х годах православный монархист-державник Клыков активно работал.

Он основал Фонд славянской письменности и культуры и Союз русского народа — «Черную сотню». Также Клыков, уроженец Курской губернии, стал генерал-лейтенантом казачьих войск и лидером Всероссийского соборного движения, цель которого — собрать Земский собор и дать, наконец, России доброго царя.

Памятников его работы этого периода нам осталось очень много: Жуков на Манежной площади и Илья Муромец в Муроме, памятник Николаю II в Подольском (был взорван радикальными социалистами и заново поставлен в Мытищах), памятник широко шагающему Петру I в Липецке и княгине Ольге во Пскове, святому Георгию в Севастополе и Дмитрию Донскому в Дзержинском Московской области, Бунину в Орле, Александру Невскому в Курске и — барабанная дробь — Кириллу и Мефодию в Китай-городе, в скверике, парадоксально объединившем в московском ландшафте монархистов с гомосексуалистами, собирающимися возле памятника героям Плевны.

В работах Клыкова 1990-х годов чувствуется национал-романтизм прямо васнецовского типа.

Последний скандал с участием скульптора выглядел так: он поставил в Белгородской области памятник князю Святославу, победителю хазар, попирающему конем хазарского воина, на круглом щите которого изображена шестиконечная звезда, она же щит Давида. Еврейские организации пригрозили подать в суд, общественность всполошилась, губернатор состорожничал и попросил звезду убрать. Тем более что есть некоторые сомнения, были ли враги русского народа хазары иудеями. Да и звезда Давида в качестве иудейского символа появилась только в XII веке, когда хазар уже не существовало.

Время от времени Клыков делал заявления. Тогда мы узнавали, что памятник Николаю Кровавому взорвали сатанисты и что щит Давида не является еврейским символом.

Кроме того, Клыков подписал знаменитое Письмо пяти тысяч, направленное в Думу, в котором требовалось запретить еврейские организации как экстремистские и противные русскому народу. В письме указывались требования средневековых еврейских религиозных книг, противоречащие российской Конституции.

Перед смертью Клыков исповедался и причастился. В воскресенье, в десять утра, после божественной литургии, состоится отпевание художника в Сретенском монастыре, похоронят его в родных Мармыжах.