Пенсионный советник

MTV расскажет правду

Документальный фильмы MTV о фанатах, порно и поклонниках звезд

Семен Кваша 19.05.2006, 14:14
Кадры MTV

Канал MTV запускает новый проект — документальный сериал «Правда жизни». Первые серии — о русском порно, футбольных фанатах и поклонниках звезд.

В условиях клинической смерти телевидения, когда для того, чтобы увидеть что-нибудь интересное на экране, нужно это что-нибудь к нему приклеить, MTV запускает грандиозный проект: документальный сериал «Правда жизни» с реальными событиями, настоящими людьми, без актеров. Первые три серии уже готовы: одна рассказывает про футбольных фанатов, вторая — про фанатов и фанаток знаменитых музыкантов и третья — про русскую порнографию, один из предметов экспорта, которым мы можем гордиться наряду с пенькой, нефтью и невестами.

С порнографии сериал начинается — фильм называется «Звезды российского порно».

В ночь с субботы на воскресенье, после 23, чтобы не дразнить гусей, нам покажут фильм, в котором три мальчика имеют одну и ту же Лену Беркову, а режиссер и продюсер Боб Джек вбегает в кадр и орет на них: неубедительно, не работает, не годится.

Боб Джек вообще удивительная личность. Он похож на молодого Ллойда Кауфмана, лидера студии Трома, у него пухлые губы и эротично-мечтательный блеск в глазах, когда он говорит о любимом деле. Его жена — Таня-Таня, «русская Дженна Джеймсон», он ее вырастил, вставил в нее силиконовую грудь и теперь демонстрирует тысячам товарищей и дает попользоваться сотням. Не то чтобы Боб Джек был сутенером — но основной его доход, как он сам признается, случается от живых оргий, когда он вывозит актеров и актрис на частные вечеринки, показывает новым русским лайв-порно, которое обычно заканчивается в постелях хозяев и их гостей. Об этом он подробно рассказал в большом материале Newsweek и в интервью «Экспресс-Газете». Боб Джек — самый раскрученный русский порномагнат после Сергея Пряничникова, владельца SP Company, разумеется. Ну и что, что их обороты несопоставимы? Зато Боб Джек — фанатик своего дела, придумывает сценарии, ставит кадр, учит актеров их немудреному делу.

Тут, разумеется, возникает ряд вопросов.

Ну, например: должна ли теледокументалистика демонстрировать уникальный материал? Должно ли продюсерам заниматься серфингом на волне пиара, раскручивать фигуры, уже оприходованные (простите за неуместный каламбур) и аналитическими журналами, и таблоидами, у которых в силу формата рассказ получился куда более цельным и точным? Бывает ли у операторов эрекция на площадке? А за ее пределами? Являются ли производители порнографии порнозависимыми? Нужно ли обязательно начинать документальный фильм с исторической справки и «потери россиянами идеологической девственности»? Не дает ответа.

Документальная лента состоит из отретушированных сцен из фильмов с участием Боба Джека (черные квадраты на местах глубокого проникновения делают зрелище еще более непристойным) и из интервью, в которых продюсер и его муза откровенничают. В плюсе — Лена Беркова, звезда реалити-шоу, снявшаяся в паре фильмов питерского порнографа.

Лена прекрасно выглядит с тремя самцами и еще лучше, когда, раскрасневшись, рассказывает съемочной группе MTV, что ей пока нечем гордиться, — она еще немногого добилась на ниве порно.

В сухом остатке остается самое лучшее: губы Боба Джека, его липкий взгляд, который проникает сквозь экран и спрашивает зрителя: а у тебя хорошо стоит? Сиськи большие? Не хочешь сняться?

Но ведь не только о порно пойдет речь… В фильме о фанатках рок-музыкантов толстенькая девочка со слезами рассказывает, как она не мыла руку после того, как ей ее пожал Рома Зверь, самый человечный человек. И Рома, невозмутимый поэт, Джим Моррисон наших дней, говорит в кадр нечто вроде: «Какая группа, такие и фанаты». Вальяжный Князь из группы «Король и Шут» вещает в камеру нечто длинное и невразумительное, а напряженный Горшок добавляет отрывистое, дергаясь всем телом к микрофону: «И спорт!...».

Фильм про футбольных фанатов состоит из архивных пленок 70-х и 90-х годов и выступлений совсем взрослых толстых дядек — фанатов Зенита, Спартака и ЦСКА.

Главное откровение (СПОЙЛЕР! СПОЙЛЕР!) — спартаковцы украли красно-белую расцветку в Польше. Вопросов все равно больше, чем ответов.

Документальные фильмы бывают такие, как у Ромма или Майкла Мура. Предвзятые, они подчинены общей, заранее продуманной идее, логически выстроены, тщательно продуманы. Можно прийти в ужас от выводов, можно поймать автора за руку в передергивании — но это будет сознательное, в здравом уме и трезвой памяти, искусное передергивание.

И есть другой способ — инфотэйнмент, условно говоря, когда свидетельства, иногда вполне эксклюзивные, нарезаются модными склейками, перемежаются крупными планами под углом 45 градусов, стробоскопически мелькают для того, чтобы раствориться навсегда после того, как незаметно кончится время фильма.

Это далеко не только наша проблема, в нашем ящике она появилась сравнительно недавно. Но немцы снимают так фильмы о второй мировой войне, американцы — о гамбургерах и мировом зле, а наше MTV копирует заморский аналог и рассказывает о порнографии и фанатизме.

Название сериала — «Правда жизни» — противопоставляет его докудраме и совсем уж поддельным «исследованиям». На деле же оно отсылает нас к реалити-шоу: в них тоже все вроде бы настоящее, и ничего на самом деле не происходит.

Слава богу, что тут можно сказать. В конце концов следует только радоваться каждой попытке найти изобразительный язык, с помощью которого можно говорить о порнографии, о бессмысленной вражде, о массовых маниях и фобиях. Не очень хотелось бы говорить об этом на языке видеоклипа, но что делать, если на сегодняшний день MTV — последнее серьезное телевидение.