Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Не прокатило

18.10.2015, 11:11

Алена Солнцева о том, как импортозаместить Голливуд

Русское кино хочет выйти из того места, что противоположно голове, но ему все время что-то мешает.

Особенно ему мешает прокат – и на протяжении многих лет ведутся разговоры о том, как бы его квотировать, то есть обязать кинотеатры показывать не американское кино, а российское. То есть старые и заслуженные режиссеры, чьи фильмы когда-то собирали миллионы зрителей, недоумевают, почему сегодня никто не смотрит их новые картины. И находят виноватых – это, по их мнению, Голливуд вставляет палки в колеса, подкупает прокатчиков, захватывает рынки, диктует свои правила. А хорошему российскому кино места не хватает.

Но на это им отвечают представители кинотеатров, что и рады бы показывать отечественное кино, но — во-первых — его мало. То есть фильмов, которые способны удержать внимание зрителей, недостаточно для круглогодичного заполнения тех залов, что уже есть. Кинотеатр зарабатывает, если премьеры случаются раз в две недели, а это невозможно без участия американских студий-мейджоров.

Проблема в том, что американцы продают свою продукцию пакетами, то есть ждет зритель нового «Гарри Поттера» или «Властелина колец», но владельцы прав в нагрузку к хитам предлагают еще несколько фильмов.

И их тоже надо показывать, а куда деваться. Иначе нетерпеливые юные зрители скачают «Человека-паука» с торрентов, и жди их в кинотеатрах.

В СССР все кинотеатры были государственные, это факт. И все фильмы были государственные. Так что все было хорошо, фильмы снимали, они выходили, их показывали, а если надо было кинотеатральной отрасли подзаработать, подкидывали американские или индийские фильмы, на которых и пополняли кассу.

Те, кто постарше, наверняка помнят хитрую советскую практику – сдвоенные сеансы.

То есть вместо 25 или 35 копеек зрители платили 70 — за два фильма, потом шли в зал и там смотрели вожделенных «Генералов песчаных карьеров», а со второго фильма уходили. Я так случайно впервые увидела «Короткие встречи» Киры Муратовой, в юрмальском кинотеатре, после какого-то американского боевика, названия которого не запомнила. Осталась в зале едва ли не одна, увидев в титрах фамилию Высоцкого.

Тогда шла борьба за увеличение квот на зарубежное кино, которое подкармливало. Свои, российские чемпионы проката тоже были, но — и это всем известный, хотя и забытый факт — прокат стал падать еще в советское время, перестройка на некоторое время возбудила интерес к походам в кино, но потом старая система окончательно рухнула.

Опять же всем понятно – телевизор и видео боролись за зрителя и победили.

Старые кинотеатры стали мебельными салонами прежде всего, потому, что не выдержали конкуренции с новыми формами досуга.

А кто помнит первый кинотеатр нового типа в Москве? В 1996-м в Настасьинском переулке открыли «Кодак-Киномир». Он очень быстро устарел, но первые годы казался верхом роскоши — удобные кресла, объемный звук. Потом кинотеатры стали переделывать во всех крупных городах, а потом появились торговые центры, и многозальный кинотеатр стал аттракционом — после шопинга комфортный отдых в кресле кинозала, кока-кола и попкорн, публика специфическая, семейные просмотры — основной формат, в репертуаре полнометражные мультфильмы и многобюджетные сказки.

Советская система функционирования киноотрасли — от подачи сценарной заявки до продвижения фильма в кинотеатры — была логичной, хотя, как и все плановое хозяйство, маломаневренной. Новая ситуация вообще не имела системной организации. Маломощные кинокомпании, снимавшие фильмы технически все менее совершенные, не могли конкурировать с большими международными китами, приплывшими на российский рынок. Голливуд, мировой центр по производству универсального кино, захватил русский рынок так же, как европейский, азиатский, африканский (сопротивляются только китайцы и индийцы, но и они дают слабину).

Российские кинематографисты боролись с конкурентами старым известным способом — при помощи денег из госбюджета.

Удалось уговорить Путина выделить на развитие отрасли приличную сумму, через созданный специально в 2009 году Фонд кино. Деньги получали крупные студии, уже отличившиеся на рынке производством фильмов со зрительским потенциалом.

Помня о старых успехах советского кино, кинематографисты решили бороться с Голливудом. Это европейские страны сдались, и оставив мейджорам поле интертеймента, сосредоточились на национальном авторском кино. Но у России собственная гордость, поэтому русское кино включилось в производство блокбастеров, началось все с «Дозоров» Бекмамбетова, но потом появилось понятие «социально значимое кино», и было решено возрождать киноотрасль в целом, поднимать ее конкурентоспособность.

Конечно, все это напоминает борьбу Эллочки людоедки с Вандербильдихой.

И бюджеты у нас не те, и объемы, и преимущество утеряно, и зритель вырос дикий. Провалы большого кино в прокате больно бьют по самолюбию. Окупаются только малобюджетные комедии, а хочется дорогой и полноценной киноиндустрии.

Короче, есть несколько групп с противоречащими друг другу интересами. Кинотеатрам нужна прибыль — и поэтому они стараются насытить репертуар тем, что точно купят, и не хотят рисковать с российским кино, с бедной рекламой, технически не безупречным, драматургически слабым.

Кинопроизводство же хочет снимать дорого и затратно, поскольку продюсер живет не с доходов, а с оборота, а в обороте у него деньги государства, безвозвратные ссуды.

Государство хочет за свои деньги получить нужную ему идеологию, то есть воздействовать на электорат в плане патриотизма и гордости за собственную историю.

Зритель — тот, что ходит в кинотеатры и приносит туда свои рубли, — хочет отдохнуть, посмеяться, удивиться и чтобы его не грузили. Еще он хочет хорошего изображения, реже хорошего звука и чтобы ребенку не надо было ничего объяснять и он отстал от родителей.

Зритель голосует рублем. Продюсеры лоббирует свои интересы через связи в верхах. Минкульт издает распоряжения.

На прошлой неделе ассоциация кинотеатров «Киноальянс» с одной стороны, и Фонд кино и министр культуры Владимир Мединский с другой подписали соглашение о намерениях. Намерения таковы: стороны должны «приложить максимальные усилия, чтобы увеличить долю отечественных фильмов в прокате до 20%». То есть кинотеатры добровольно берут на себя обязательства показывать больше российского кино (сейчас доля составляет от 16 до 18%).

Кажется, что это такое дружелюбное и мирное решение, киносети вроде и свободны, но в то же время и обязаны. Однако на самом деле такой договор был достигнут в результате жесткой борьбы,

а спустя несколько дней две самые крупные сети кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказались подписывать соглашение с Фондом кино и министром культуры Владимиром Мединским.

Они считают, что насильственная регламентация не приведет к успеху, что хорошее кино, с зрительским потенциалом, такое как «Сталинград», «Легенда №17», «Метро» и «Горько», отлично продается, а плохого нам не надо.

Вмешательство в систему кинопроката уже привело к плохим последствиям. Минкульт попытался было влезть в уже сверстанные прокатные планы, объявив, что считает возможным перенос премьеры западного фильма, если на эту дату нацелен релиз отечественного.

В результате компании Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing пришлось выпустить свой фильм в России на неделю раньше, чем в США, чтобы не мешать в выгодные для проката майские праздники фильму «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова. Толку от этого оказалось мало — «Мстители» все равно оказались лидерами проката и в первую неделю, и во вторую, фильм же Давлетьярова собрал раза в три меньше.

Несмотря на рекордное число копий для игрового фильма за всю постсоветскую историю!

Вообще экзотических предложений по регулированию кинорынка хватает. Год назад, например, Станислав Говорухин выступил с идеей «ограничить голливудское кино на российских экранах, но не за счет российского кино, а за счет кино, снятого в странах с богатой кинематографической культурой — Турции, Корее, Иране, Японии, европейского кино». Было и предложение облагать иностранные фильмы «разумной пошлиной», и вводить штрафы за недостаточное количество отечественных картин в прокате. Пока все эти новации удавалось отбить, но наступление продолжается.

В дополнение к соглашению о квотах со следующего года обещают ввести государственные дотации для кинотеатров в малых городах. Им дадут денег на ремонт и обновление оборудования с одним условием — 50% фильмов будет отечественными.

Так что жители малых городов будут смотреть больше российского кино, чем жители миллионников, и, следовательно, станут более лучше жить.

При этом надо отметить, что ни созданием системы клубного проката, ни расширением охвата за счет цифрового кинопоказа государство так и не занимается.

Дело в том, что задача была поставлена очень ясная — импортозаместить Голливуд, создать альтернативные блокбастеры, новую патриотическую идеологию, и над этим сегодня и работают чиновники Минкульта.

Оптимальное решение этой проблемы — национализация киносетей, тогда прокат будет послушен, а убытки его спишут за счет бюджета.

А для обычных граждан, заинтересованных не в подключении к источникам патриотизма, а в просмотре интересных для них фильмов, есть, в конце концов, онлайн-кинотеатры.