Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Смертельное развлечение

Об опасности компьютерных игр

Общественный деятель

Достаточно давно в обществе обсуждается вопрос возрастной маркировки компьютерных игр и ограничения распространения самых жестоких из них. Зачем это делать и почему игры могут быть опасны для детей и подростков? Как вербуют детей в играх и какие могут быть последствия? Что делать с закрытыми серверами для игр с имитацией терактов, которые создают преступники?

Многие родители не задумываются, какие игры они покупают детям, и не контролируют соблюдение возрастных ограничений, не смотрят за тем, во что играют их дети, с кем они общаются в играх, сутками проводя время за компьютером.

А последствия могут быть самыми страшными и непредсказуемыми. Некоторые шутинговые игры могут быть ориентированы на убийство учащихся и персонала учебных заведений (скулшутинг, или колумбайн). Многие из нападавших на школы в России были фанатами компьютерных игр: напавшие на школу в Перми 15 января 2018 года Лев Биджаков и Александр Буслидзе имели игровую зависимость; напавший на школу в Улан-Удэ 18 января 2018 года Саша Рогальский – аналогично; студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков готовился к нападению на учебное заведение с помощью известных компьютерных игр; убийца из Казани тоже имел игровую зависимость.

Шутеры – это видеоигры-стрелялки, пропагандирующие жестокость и насилие. Такие видеоигры влияют на детей, и нередко случается так, что ребенок хочет повторить сценарий в реальности. Целый ряд компьютерных игр ограничен или запрещен во многих странах мира. Например, Manhunt запрещена в Австралии, Великобритании, ФРГ, Канаде, Новой Зеландии. В ней практикуются убийства из засады («казни»), врагов можно поджигать, бить ломом, отпиливать им конечности. Игра была запрещена в Соединенном Королевстве в 2004 году, после того как 17-летний подросток забил молотком 14-летнего мальчика. 7 ноября 2012 года поклонник игры Дмитрий Виноградов убил в офисе компании «Ригла» в Медведкове шесть человек и ранил одного.

Еще один пример – Hatred. Игрокам в ней предложено взять на себя роль серийного маньяка-убийцы, который ненавидит людей и начинает свой «крестовый поход», чтобы убивать невинных граждан и сотрудников полиции. Игра настолько жестокая, что запрещена на популярной у геймеров платформе Twitch. Нам скажут: давайте игры посвежее. Хорошо, посмотрите на Agony или Mortal Combat 11, Sniper Elite 4.

Но жестокие сюжеты – это лишь одна часть проблемы. Другая – это существование внутриигровых немодерируемых чатов во всех известных в настоящее время играх, а также создание своих неконтролируемых «серверов» игроками, по сути, «игр в игре».

В любой игре, где есть чат, можно отправлять ссылки, например, на страницу «ВКонтакте», на закрытую группу, в которую можно вступить только по приглашению, на игру на своем сервере, на мошеннический ресурс. Такое общение происходит и на платформе Discord, который стал «новым скайпом» для геймеров. Это общение в игровых чатах невозможно отследить существующими механизмами модерации. Именно сюда приходят провокаторы и преступники, которые ищут детей и подростков, поддающихся внушению, и заманивают их в свои преступные схемы. А еще приходят и педофилы, чтобы анонимно знакомиться.

Как это происходит?

Почти во всех так называемых survival-играх, где нужно строить, создавать, выживать, таких как Minecraft, Conan Exiles, Ark, Rust, SCUM и многих других, можно сделать (или арендовать) свой «сервер» и создать в нем все что угодно. При этом хостинг может находиться в Пакистане или в Калифорнии. Это будет неофициальный, закрытый сервер с игрой, управляемый только администратором (модератором). А другие игроки будут приглашаться по закрытой ссылке. Все, что есть в реальной жизни, можно сделать там, реализовать любую идею. Можно полностью воссоздать любую точку на земном шаре, любой город. Это опасно не только для детей: это симулятор любых боевых событий в любых условиях. Тактические, стратегические действия можно отрабатывать там.

Как построены многие игры: сначала появляется некий маленький персонаж и начинает вести активную жизнь, как в реальности: собирает материалы, строит себе дом и т.д. Дальше в игре уже интегрирована система сообществ, группировок: «фракции», «подфракции». Все это можно воссоздать под реальность, например, одна фракция – «Аль-Каида» (запрещенная в РФ террористическая группировка), другая фракция – «Боко харам» (запрещенная в РФ террористическая организация) или «КПРФ», «ЛДПР». Система квестов построена таким образом, что игрок приходит в определенную «фракцию» персонажем и ему нужно сделать определенные действия, которые может прописать на свое усмотрение администратор приватного сервера. Вместо того чтобы вступать в «эльфийскую» группу, игрок будет вступать в более популярную группу под загадочным названием ИГИЛ (организация запрещена в России)-инсайдер» (ИГИЛ, ИГ – запрещенная в РФ террористическая организация), но для этого ему нужно выполнить определенные задания. Многие из них выполняются уже в реальной жизни.

Администратор может интегрировать в игру определенную символику, музыку, кадры из фильмов, картинки: все это ребенок увидит. Он же может и прописывать любые требования для дальнейшего продвижения в игре. Например, модератор может сделать так, чтобы для вступления в какую-то определенную «подфракцию» ребенку нужно было получить определенные навыки уже в реальной жизни: например, ему надо пойти в стрелковый клуб и прислать доказательство того, что он прошел там обучение.

Через форумы, «ВКонтакте», Telegram дети обмениваются историями из игр, смеются, улыбаются и радуются, что они вступили ту или иную «подфракцию». Все действия вроде бы совершаются в игровой манере, но параллельно они отпечатываются в сознании ребенка. Ребенок радуется тому, что достиг нового социального уровня в игре. А на самом деле он даже не догадывается, что может быть вовлечен в серьезное преступное сообщество.

Как поступает вербовщик? Где он находит игроков для «своей игры»? Он заходит на обычный сервер как рядовой пользователь, в общую игру, под видом 17-летнего ребенка, и ищет там подростков. В основном это наиболее внушаемые, доверчивые дети. Он отправляет им ссылку на свой личный «сервер» в общем игровом чате и говорит: «Парень, ты нам нужен. Зайдешь на сервер, будем тебе платить 50-200 рублей в месяц». Ребенок радуется, что его приглашают и еще и платят деньги. Деньги могут идти не напрямую, а внутриигровой валютой. Собирается группа таких детей, например, 20 человек. Им дается задание: условно, в игре построить здание ФСБ или прокуратуры. Дальше необходимо с помощью модератора выполнять разные тактические действия. Например, один стоит слева, держит рацию и раскладывает по периметру предметы так, чтобы не смогли подъехать сотрудники полиции.

Таким образом можно детям дать инструкцию любого рода, например, по покупке оружия в реальной жизни: своровать у мамы деньги с кредитной карты и купить в «даркнете» по конкретной ссылке у конкретных продавцов боевые гранаты. А потом научить его с гранатами прийти по названному адресу. Этой категории ребят можно «продать» все что угодно: они будут выполнять. Их мотивация – повышать статус в сети – очень сильна, на этом и играют преступники. В голове у ребенка задание из игры, которое ему дал модератор. И если он его проходит и подтверждает это фотографиями и публикациями, то он получает повышение в звании, например, до помощника администратора. И таким образом можно сделать все что угодно, в любой игре, включая Minecraft, хотя в нем проще всего.

Даже завуалированно модератор может всегда сказать, что завтра назначается «встреча» сервера в определенном месте, в конкретное время, в людном месте, в полной амуниции. Так можно зомбировать детей несколько месяцев или лет, а после устроить «встречу», на которой может произойти все что угодно, от банальной поножовщины до химической атаки. И это уже не игрушки.

Что с этим делать? Конечно, нужно вводить возрастную маркировку игр, чтобы родители знали, во что играют дети, и отсекали самые страшные из них. Знак информационной продукции как минимальный сигнал для родителей: эта игра может быть опасной. С закрытыми частными серверами игроков дело обстоит сложнее. Нужно уходить от анонимности и обязывать, чтобы хостинг всех таких игровых серверов осуществлялся только на территории России. В рамках реализации закона о «суверенном рунете» такие требования ввести можно.

Новости и материалы
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Все новости