Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Танец раздора

История с тремя молодыми женщинами, сплясавшими в храме Христа Спасителя, могла стать очередным никому не интересным историческим эпизодом уже через пару недель после самой пляски. Для одних это был бы креативный перформанс, для других – смелый политический демарш, для третьих – неуместная выходка, демонстративное нарушение чужих правил на чужой территории. Но уже через месяц никто бы и не вспоминал о пляске… если бы она не завершилась показательным судебным процессом и «двушечкой». Пока сохранялась надежда на такой исход, я отказывался комментировать эту пляску, даже когда просили. Но теперь все иначе, и история эта далека от завершения.

Более того, в нее вовлекается все больше и больше людей, которые не имели к пляскам ни малейшего отношения, да и не хотели иметь, – например, диакон и теперь уже бывший преподаватель Московской духовной академии Андрей Кураев стал многими восприниматься как чуть ли не церковный оппозиционер после комментариев к этому событию в своем блоге.

И потому приходится задумываться: а что же это все-таки было? Нет, не сама пляска (для меня это по-прежнему хулиганство, достойное штрафа, но я прекрасно понимаю, что тут никого не переубедишь).

Речь идет о причинах, по которым эта пляска была раскручена в медийном пространстве на весь мир и почему люди церкви впервые за все постсоветское время оказались в этой истории в такой несвойственной им позиции непримиримых потерпевших.

Местами все это выглядело просто как атеистическая карикатура на церковь. Сначала утратившие душевный покой охранники и свечница, которая не могла теперь пересчитывать деньги. Потом – обвинители, цитировавшие на светском суде каноны Трулльского собора (а канонов там много, один, к примеру, запрещает мыться в бане с иудеями, а другой – торговать в храме). Да много всего было, вплоть до письма с призывами покарать кощунниц, которое было разослано в некоторые московские храмы с требованием зачитать его с амвона на литургии Крестопоклонной недели и собрать подписи прихожан. Трудно было представить себе нечто менее уместное… Правда, письмо тут же было отозвано, но прочитать его действительно успели. Чья это была инициатива, так и осталось неясным.

А уж какой вал взаимной ненависти поднялся в СМИ и блогах… Одни кричали «девчонки молодцы, так и надо этим злобным продажным попам», а другие давали волю самым смелым садо-фантазиям: публично высечь кощунниц и отдать на поругание в казарму.

Голоса тех, кто не мог одобрить ни самой пляски, ни судебного процесса, терялись в этой вакханалии.

Наконец, был вынесен приговор – и тут многие ждали от церковных спикеров слов о прощении и примирении, в духе святоотеческой традиции и молитвы самого Христа о распинавших: «прости им, ибо не ведают, что творят». Собственно, на то и намекали во время процесса те, кто считались системными либералами. Но просьба о прощении была поставлена в жесткую зависимость от покаяния самих сиделиц – по сути, от людей нецерковных тут ожидалось образцовое следование церковным нормам.

И вот незадолго до окончания срока их выпустили по президентско-думской амнистии, без подсказки церкви. Власть показала, что она может быть не только суровой, но и условно милостивой – а заодно избавилась от лишних пассивов. В самом деле, в лагере Толоконникова вредила ей куда сильнее, чем может теперь повредить на свободе.

А что же церковь? Зачем ей все эти имиджевые потери? Стоят ли они полицейской защиты святынь? Понимают ли принимавшие решение, какую цену пришлось заплатить за «двушечку», или бравурные отчеты о духовном возрождении окончательно оторвали их от реальности? А может, их просто вынудили разыграть эту роль, но какой тогда была плата – или чем их шантажировали? На эти вопросы у меня пока нет ответа.

Но я прекрасно понимаю, кто и зачем мог разыграть эту карту со стороны власти. Как раз в пору пляски на солее ее растерянность от волны протестов и неуверенность в будущем достигла максимума. Чтобы лишить протестное движение силы, нужно было не дать ему консолидироваться.

И в стране существовала, на самом деле, только одна организация, которая пользовалась немалым авторитетом, имела свое представительство повсюду и говорила людям о чем-то более значительном, чем деньги и развлечения, – Русская православная церковь.

В восьмидесятые годы в еще одной славянской стране, Польше, национальная церковь сыграла роль объединителя оппозиции: рабочие и интеллигенты, либералы и националисты собирались вокруг костела, и потом костел пожинал плоды победы. Был ли этот сценарий вероятен для России? Не думаю, у нас иная история и иная социальная реальность. Но умное правительство заботится о предотвращении даже самых маловероятных угроз, а тем более правительство, подверженное параноидальным настроениям.

В конце концов, и ученые обсуждают, что делать, если к Земле приблизится крупный метеорит, хотя такое и бывает раз в сколько-то миллионов лет.

Да и бонусы очевидны. Власти очень важно, чтобы либералы боялись злобных националистов, а националисты – продажных либералов, чтобы Уралвагонзавод исходил ненавистью к бездельникам-креаклам, а они, в свою очередь, презирали тупых провинциалов-рабочих, и далее везде. Спасение – только в полиции, только в прокуратуре, уж какие ни есть. Любая альтернатива нынешней власти будет еще хуже, убеждают нас.

И сюда так удачно вписывается эта история, положившая вражду между хранителями святынь и носителями либеральной идеологии.

Им объяснили, что между «девчонки — молодцы» и «высечь и посадить на кол» нет и не может быть никакой средней позиции, и только благонамеренность городовых спасает атеистов от церковного мракобесия, а верующих – от плясок на амвоне.

А изящным эндшпилем партии стала «милость к падшим», проявленная властью безо всяких призывов со стороны официальных церковных структур. Даже старинное право «печалования» перешло, таким образом, от церкви к государству.

Сложнее всего, конечно, тем, кто не хочет видеть ни кнута на площади, ни плясок на солее, кто убежден в совместимости церковной традиции и светской демократии.

Впрочем, у той и другой есть общая черта: обе призывают к уклонению от крайностей, к «срединному пути», на котором ты обречен слышать жесткую критику и справа и слева. Но пока слышишь, можно надеяться, что идешь в верном направлении.

Новости и материалы
В Казани посещавший психолога юноша набросился на педагога с плоскогубцами
Главы МИД G7 заявили, что РФ может закончить конфликт на Украине «уже сегодня»
Генсек ООН призвал прекратить круг ответных ударов на Ближнем Востоке
На Украине открылся немецкий завод по производству беспилотников
Москвичу выписали штраф за флаг запрещенной террористической организации на машине
В Британии сочли, что решение об изъятии активов РФ должно быть общим
Платину увели со сцены сотрудники ОМОН на концерте в Томске
В МИД Италии объяснили, кто примет решение по использованию российских активов
Американским фигуристам вручили шоколадные золотые медали за ОИ
В МВФ оценили устойчивость экономики РФ перед санкциями
Злоупотребление молоком может привести к инфаркту, рассказала врач
Эндокринолог Киселева: избыток молока в диете может привести к инфаркту
Назван первый коллектив-участник шоу «ВИА Суперстар»
В «Укрэнерго» рассказали о проблемах в энергосистеме страны
В Саратовской области грузовик столкнулся с машиной с людьми в салоне
В МВФ сообщили о высоком уровне доходов от экспорта нефти
Мужчина на Volkswagen Golf шесть раз въехал в автомобиль с семьей
В ЕС отреагировали на упреки Трампа о недостаточной помощи Украине
В Венгрии сочли, что Брюссель играет с огнем и искушает Бога
Все новости