Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Странная логика Кудрина

Леонид Крутаков о неожиданных обвинениях Счётной палаты в адрес Минфина

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Счетная палата России обвинила Минфин в разбазаривании потенциальных доходов бюджета. Суть обвинения в том, что Минфин неубедительно обосновал налоговый вычет в 459,6 млрд руб., в результате которого бюджет должен получить 1 трлн руб. дополнительных доходов. Вывод: налоговый вычет не производить, в дополнительных доходах российскому бюджету отказать.

Это не анекдот. Это - логика главы СП (в прошлом – Минфина) Алексея Кудрина. Логика, которая сформировала современную экономическую модель России. Ее сутевым содержанием является изъятие национальных сбережений (источник инвестиций) из внутреннего оборота и их размещение в иностранных ценных бумагах.

В данном случае, речь идет о конкретном проекте, формирующем новую реальность в Ханты-Мансийском автономном округе. Речь о крупнейшем российском месторождении - Приобском с текущими извлекаемыми запасами более 1,6 млрд т нефти. Для сравнения, запасы Самотлора изначально составляли 3,7 млрд т, из которых на сегодняшний день осталось менее 25% (0,9 млрд т).

Дело в том, что Приобское месторождение (принадлежит «Роснефти») очень трудоемкое и затратное в освоении, многопластовое и низкопродуктивное. Пик добычи на Приобском был пройден в 2011 году, с тех пор добыча упала на 29%. При этом объемы бурения за это время «Роснефть» нарастила более чем на 50%, фонд действующих скважин вырос в 2,8 раза. Около 40% новых скважин являются горизонтальными с применением технологии гидроразрыва.

Падение добычи никак не связано с падением инвестиций. Причина кроется в низком качестве запасов, крайне низкой проницаемости и целом комплексе геологических и технических факторов. Освоение месторождения в стандартном налоговом режиме просто невозможно. Поэтому было проработано специальное соглашение в форме инвестиционного контракта между правительством России (в лице Минфина) и «Роснефтью», предусматривающее применение гибкой системы налогообложения.

Предлагаемая инвестиционная модель уже доказала свою эффективность на примере Самотлорского месторождения. За два первых года государство вложило в Самотлор 70 млрд, а получило 181 млрд руб. (в 2,6 раза больше), выиграв 111 млрд. За весь период действия контракта (10 лет), мультипликативный эффект для экономики страны составит не менее 1 трлн 700 млрд руб., что превысит величину налоговых вычетов почти в 5 раз.

Особо стоит отметить, что утверждение о вложенных государством 70 млрд руб. в Самотлор не совсем соответствует действительности. Государство ничего не вкладывало, физически из бюджета не ушло (пресловутые «выпадающие доходы») ни копейки. 70 млрд руб. - это налоговый вычет к НДПИ, уплачиваемому нефтяной компанией (в данном случае – «Роснефтью») с каждого барреля.

Чисто арифметически налоговый вычет к НДПИ выглядит следующим образом. Государство разрешает компании платить с каждого добытого барреля меньше, в обмен на рост добычи (расширение налоговой базы) и увеличение общих (суммарных) поступлений в госбюджет. В применении к Самотлору это означает, что государство в чистую выиграло не 111, а 181 млрд руб.

Не будь налогового вычета, не было бы и потенциальных 70 млрд «выпадающих доходов». Добыча на Самотлоре до вступления в силу соглашения ежегодно падала на 5%. Через 3, максимум 5 лет, Самотлор пришлось бы закрывать (закупорить скважины и забыть про налоги). Примерно такая же ситуация складывается на Приобском месторождении.

Правительство просто вынуждено было пойти на аналогичное самотлорскому соглашение по Приобке. С той разницей, что на Самотлоре установлен временной срок окончания соглашения в 10 лет, а в проекте соглашения по Приобскому месторождению срок не установлен, но определена пороговая величина вычета – 459,6 млрд рублей.

Размер ежемесячного налогового вычета составляет 3,83 млрд руб. Но это только в том случае, если в налоговом периоде цена нефти марки Urals превышает базовую цену нефти, установленную БК РФ ($43,4 за баррель в 2021 году). Льгота не применяется, если цена нефти ниже базовой. Это значит, что государство не потеряет ни копейки запланированных доходов от нефтедобычи. При ценах выше базовой вычет будет проводиться за счет непоступления дополнительных средств в Фонд национального благосостояния.

Звучит угрожающе, но на самом деле это соглашение по Приобке полностью соответствует идее создания ФНБ. Фонд создавался для обеспечения инвестиций в будущее, но используется как копилка Минфина и Центробанка. Извлеченные из реального сектора экономики средства просто «морозятся» в валюте и иностранных ценных бумагах. По факту соглашение предлагает при высоких ценах часть денег напрямую инвестировать в рост экономики страны, минуя бюрократические преграды и препоны.

В рамках инвестиционного контракта Роснефть готова взять на себя обязательства по дополнительным инвестициям в развитие нефтедобычи на Приобском лицензионном участке. Эти инвестиции будут сопоставимы по объёму с суммой налогового вычета за 2021-2030 и позволят обеспечить дополнительную добычу в размере 70 млн тонн нефти.

Соглашение правительства и «Роснефти» по Приобскому месторождению должно фиксироваться отдельным законом, после чего контракт вступит в силу и станет юридически обязывающим документом для его подписантов. Проект закона (N1023277-7) правительство внесло в Госдуму на прошлой неделе. Вот тут в электронной базе парламента и появился отзыв СП, представитель которой в комментарии Интерфаксу заявил следующее: «Отсутствуют расчеты, характеризующие порядок применения данного вычета, наличие выпадающих или дополнительных доходов федерального бюджета, позволяющий оценить предлагаемый законопроектом механизм применения налогового вычета».

Если без экивоков и бюрократизмов, то звучит это гораздо проще. Оценить потери и выгоды бюджета невозможно, закон принимать нельзя. В общем, см. первый абзац этого текста.

Что двигало пером Алексея Кудрина, какие мотивы заставили его написать откровенно подрывной отзыв, сказать сложно. Можно только предположить, что Алексею Леонидовичу по-прежнему хочется играть ключевую роль в определении финансовой политики страны. Право и повод удобный подвернулся. 459,6 млрд руб. хотят провести мимо «детища» бывшего министра финансов (ФНБ) и прямиком вложить их в экономику. Забеспокоишься тут.

Автор — доцент Финансового университета при правительстве РФ.