Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Главное — не прибыль, а структура издержек

Почему «Транснефть» отстаивает завышенные транспортные тарифы

26 июня курирующий ТЭК вице-премьер Юрий Борисов провел совещание по вопросу снижения тарифов «Транснефти». Ранее, на встрече с президентом Владимиром Путиным, глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил вернуть тарифы на уровень 2008 года. Мотивировал он свою просьбу тем, что цена нефти за это время упала более чем в 2 раза, а тарифы наоборот – в 2 раза выросли. То есть транспортные издержки нефтяников по отношению к выручке выросли в 4 раза.

Окончательное решение на совещании у Юрия Борисова так и не было принято, но «Транснефть» предсказуемо уже вступила в бой за свои доходы. Первый вице-президент монополии Максим Гришанин в интервью «Коммерсанту» оценил объем потерь компании в 40% выручки, если тариф снизят. Цифра, на первый взгляд, огромная, как известно, дьявол кроется в деталях.

Так, по словам Гришанина, от государства потребуются чрезвычайные меры поддержки компании, так как дефицит средств на 2020 год составит 130 млрд руб., на 2021 год – 227 млрд, на 2022 год – 304 млрд руб.

У многих возникает вопрос: как такое возможно в принципе?

Падение из-за роста сдерживания тарифов?

Выручка «Транснефти» за прошлый год достигла 1,064 трлн руб. 40% это никак не меньше 400 млрд. Почему же дефицит по первому году составит всего 130 млрд руб., на следующий год вырастет на 97, а через год – всего на 83?

В случае с «Транснефтью» ситуация выглядит следующим образом, тариф с 2008 года вырос в 2 раза, соответственно, как минимум в 2 раза (в реальности намного выше) должна вырасти либо прибыль, либо затраты компании. Никакая инфляция такие деньги съесть не может. Однако, по словам Гришанина, чистая прибыль компании с начала 2016 по конец 2019 года упала на 23%. И причиной падения называется сдерживание роста тарифов.

Получаем следующее: тарифы растут, объемы прокачки растут, а прибыль падает… Можно было бы, конечно, сослаться на курсовые разницы, но «Транснефть» не является субъектом внешнего рынка и все расчеты ведет исключительно в рублях. Гришанин это отдельно подчеркивает.

Есть еще кредитная логика, и Гришанин ее использует в интервью, называя общую кредитную нагрузку на «Транснефть» в 80 –100 млрд руб. ежегодно на ближайшие 10 лет. Но и здесь странно. Кредиты берутся не под рост стоимости продукции (в нашем случае тариф), а под увеличение объемов производства (прокачка) или под техническое перевооружение, снижающее себестоимость (затраты).

У «Транснефти» же логика иная. На старте строительства ВСТО компания убедила правительство в необходимости повышать тарифы опережающим темпом по отношению к инфляции, чтобы финансировать стройку. Во-первых, это переосмысливает саму суть инвестиций (финансирование настоящего за счет доходов будущего). А, во-вторых, «Транснефть» еще и кредиты взяла под те же цели.

Зачем «Транснефти» кредиты

Кредиты эти монополии были не нужны, ведь рост тарифа покрывал все затраты. Так, например, значительная часть кредита Китайского Банка Развития ($10 млрд под проекты Восточной Сибири и Дальнего Востока), выданного в феврале 2009 года, до погашения находилась на балансе «Транснефти» как неиспользуемые денежные средства. Погашен он был в 2018 году, хотя выдавался до 2029 года. Получается, что в течение 10 лет «Транснефть» просто так перечисляла в Китай проценты.

Так зачем же монополии кредиты? С 2009 по 2017 год объем денежных средств на балансе монополии составлял $6,3-12,3 млрд. К слову, вторая очередь ВСТО была закончена в 2012 году, а расширение мощности трубы было произведено к 2015 году. Ответа на этот вопрос, как и на вопрос с падением прибыли, нет.

Наиболее репрезентативным показателем работы компании является не снижение чистой прибыли на 23%, а котором говорит Максим Гришанин, а EBITDA (прибыль до начисления налогов и амортизации). За отчетный период этот показатель у «Транснефти» вырос на 19%. Падение или рост чистой прибыли всего лишь показывает эффективность работы руководства компании с выручкой. И, как следует из этих цифр, в «Транснефти» она оставляет желать лучшего.

Далее Гришанин ссылается на рост дивидендов, напоминая, что акционером у «Транснефти» является государство. При этом он не упоминает, что 11% от всех выплат (включая дивиденды и налоги) идут сторонним получателям (в случае с «Газпромом» лишь 7%). Рост же дивидендных выплат (за 3 года в 6 раз, по префам – в 13 раз) по времени совпал с покупкой крупного пакета акций «Транснефти» рядом непубличных компаний.

Гришанин прав, когда говорит в интервью, что компания является инфраструктурной (не рыночной). Целью же инфраструктурных компаний является не извлечение прибыли, а обеспечение максимальных возможностей роста прибыли пользователей (оборот), которые обеспечивают рост ВВП.

Иными словами, инфраструктурные компании должны наращивать объемы услуг и снижать тарифы. Понятное дело, что они не должны работать себе в убыток. Но также необходимо понимать, что рост прибыли инфраструктурной компании происходит за счет роста убытков пользователей.

Определяющим показателем для «Транснефти», очевидно, должна быть не прибыль, а структура издержек. И это главное, чем следует руководствоваться акционеру «Транснефти».

Автор — доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Новости и материалы
ВС РФ сорвали ротацию ВСУ на Купянском направлении
Россиянин хранил в доме арсенал оружия и боеприпасов
Илон Маск прокомментировал статью о возможном поражении Украины
На границе с Казахстаном ограничили движение по трассе из-за наводнения
Политолог сообщил о конце эпохи неприкосновенности Израиля
Ирина Безрукова рассказала о сложностях откровенных сцен
В РФ назначат вузы ответственными за проведение экзамена по русскому языку для мигрантов
Белгородский полицейский расплатился за машину билетами из банка приколов
Трамп провел встречу с Дудой
Коммерческим организациям запретят проводить экзамены для мигрантов
Катя Лель рассказала, какой должна быть женщина
Подполье сообщило об ударе по украинской артиллерии на окраине Берислава
Российский боец UFC Царукян пошутил про Путина
В российском городе от посещения школ отстранили не привитых от кори детей
На Украине заявили о возможном дефиците электроэнергии
В Орске из-за аварии на электролинии отключились объекты водоканала
В России разработали покрытие для авиадвигателей, работающих в условиях Арктики
Назван самый дорогой заказ россиянина из-за рубежа в 2024 году
Все новости