Убить «пенсионера»: надо ли запрещать старые автомобили

В Госдуме хотят запретить эксплуатацию старых автомобилей

В России могут ввести законодательный запрет на эксплуатацию автомобилей старше определенного возраста. Цель понятна: уменьшить риск ДТП и смертность на дорогах. Однако едва ли такой запрет окажется эффективным— ведь «старички» ездят по российским дорогам не от хорошей жизни. Это объективная экономическая реальность, которую надо менять, чтобы новых автомобилей стало больше, а от старых отказывались естественным путем.

Комитет Госдумы по промышленности предложил запретить эксплуатацию автомобилей старше предельного возраста. Депутаты написали соответствующее письмо в адрес Министерства промышленности и торговли, а также Министерства транспорта. Депутаты предлагают коллегам из профильных ведомств кабинета министров обсудить параметры законодательного запрета слишком старых автомобилей. Речь идет о введении предельного возраста эксплуатации транспортных средств. Правда, пока в письме депутатов нет никакой конкретики - ни по предельному возрасту конкретных классов машин, ни по наказаниям за нарушение запрета на их эксплуатацию.

Это не первый «подход к снаряду». Шесть лет назад тот же Минпромторг писал поправки к закону «О безопаности дорожного движения», касавшиеся постепенного вывода из эксплуатации старых грузовиков. Старыми тогда считались грузовики в возрасте от 12 до 25 лет. Кроме того, ведомство предлагало ограничить предельный возраст эксплуатации коммерческого транспорта, в зависимости от типа, 7-15 годами. Однако правительство не дало ход тому законопроекту и он даже не дошел до Госдумы.

Тем нее менее, одно законодательное ограничение для автотранспорта в России существует. С 2020 года в России запретят эксплуатацию автобусов от 10 лет и старше в детских перевозках. Но даже введение этой нормы, хотя уж, кажется, безопасность детей превыше всего, несколько раз переносилось на более поздние сроки. Потому что полностью отказаться от старых автобусов даже в детских перевозках оказалось нереально.

Причина проста—в России слишком много старых коммерческих автомобилей, а у перевозчиков слишком мало финансовых возможностей обновить свой парк. Согласно данным Минпромторга, доля легких коммерческих автомобилей (LCV) возрастом 8 лет и более составляет 64%. Доля средних грузовиков старше 10 лет - 52%, у больших грузовиков она и вовсе 76%, у автобусов - 57%. Сводные данные ГИДД по возрасту всех транспортных средств тоже неопровержимо доказывают старость российского автомобильного парка: из 60,5 млн зарегистрированных транспортных средств в России 20,9 млн старше 15 лет, еще 10 млн старше десяти лет.

Как ни считай, больше половины автомобилей в России - пенсионного возраста. Тема законодательно ограничить срок их эксплуатации вновь появилась в повестке Госдумы и правительства не случайно. В 2018 году правительство утвердило новую стратегию безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы. В ней открытым текстом написано: «К числу угроз в области безопасности дорожного движения можно отнести значительное количество транспортных средств, не отвечающих современным требованиям безопасности». Речь там идет об автомобилях старше 10 лет.

Причем, личные авто россияне как раз менять любят. Желание расстаться со своим нынешним автомобилем и пересесть на новый у наших сограждан возникает чаще, чем у жителей других стран. В том числе более богатых и развитых или имеющих гораздо более качественный национальный автопром. Еще до нынешнего кризиса, в 2012 году компания PricewaterhouseCoopers проводила исследование, согласно которому средний срок владения личным автомобилем в России составлял 3–4 года, тогда как в США, Китае, Индии — 5 лет, в Японии — более 6,5 года, в Германии и Канаде — 7 лет. То есть, если есть финансовые возможности, наши автолюбители не будут ездить на «старье».

Однако обвальное падение продаж автомобилей в 2014-2015 годах и общий кризис в экономике укрепили тенденцию эксплуатировать в России автомобили, грузовики и автобусы до последнего вздоха мотора. Вкупе с пьянством за рулем, плохими дорогами и особенностями манеры вождения все это привело к сохранению высокого уровня смертности. В 2018 году в ДТП погибло более 16 тысяч россиян. Сейчас показатель смертности на дорогах в России составляет 13 человек на 100 тысяч населения, что существенно выше, чем в европейских странах: например, в Дании это 2,7 человека, а в Германии - 3,7. По данным ГИБДД, в прошлом году в России произошло больше 160 тысяч аварий и свыше 195 тысяч человек получили в ДТП травмы различной степени тяжести.

Но вывести из эксплуатации больше половины действующего автомобильного парка страны одномоментно все равно не получится, каким бы строгим ни был законодательный запрет. Все равно надо будет прописывать и некую возрастную вилку для каждого класса автомобилей, и поэтапные сроки «убийства» автомобилей-«пенсионеров». Сначала, разумеется, наиболее старых. И займет этот процесс минимум 5-7 лет – при нормальных экономических условиях, до которых нам пока далеко.

Главная проблема остается - чем заменять эти старые автомобили, грузовики и автобусы, которых у нас сильно больше половины парка. Чем дальше отъезжаешь Москвы, тем более явно возрастает доля откровенно ветхих, порой прямо-таки допотопных транспортных средств на дорогах. Иногда можно встретить даже еще советские автобусы и грузовики. У перевозчиков просто нет денег, чтобы купить себе новые. Значит, необходимы комплексные экономические меры стимулирования таких покупок- льготное автокредитование, возможность брать грузовики и легковые коммерческие автомобили в аренду по приемлемым расценкам.

Еще одна проблема—утилизация старых автомобилей. Ржавые трупы автомобилей встречаются по всей стране нередко. Проблема утилизации, качественно и экологически безопасной переработки мусора вообще становится одной из самых острых в стране с учетом катастрофической нехватки современных мусороперерабатывающих заводов. И утилизация старых автомобилей - не исключение.

Депутаты и чиновники федерального правительства, которым предстоит принимать или не принимать этот закон, явно имеют автомобильный парк, который не попадет под законодательный запрет. Они-то ездят на новых и скорее всего иностранных авто. Но им надо учесть, что при наших расстояниях без бесперебойных грузовых перевозок нормальная жизнь людей и нормальная работа экономики невозможна. Как теперь принято говорить, от слова «совсем». Поэтому любые меры, ограничивающие эксплуатацию автомобилей-старичков, надо принимать крайне осторожно, тщательно взвесив все «за» и «против».

Если бы государство озаботилось созданием экономических мер стимулирования покупок новых автомобилей коммерческими перевозками и создало четкую правовую систему для контроля за техническим состоянием «старичков», явно было бы больше толку. А то можно запретить старые автомобили, отчитаться о своем вкладе в выполнение правительственной стратегии безопасности дорожного движения и продолжать терять десятки тысяч людей на дорогах каждый год, как будто у нас идет война.

Практически каждый день в наших новостных лентах, социальных сетях, по телевидению появляются сообщения о ДТП в России с погибшими и тяжело ранеными. И можно уверенно сказать: возраст пострадавших автомобилей точно не главная причина этих печальных новостей.