Пенсионный советник
Он сказал: «Поехали». В Крым.

Как Владимир Путин открыл автомобильное движение по Крымскому мосту

Президент России Владимир Путин за рулем «КамАЗа» во время церемонии открытия моста... Алексей Дружинин/РИА «Новости»
Президент России Владимир Путин за рулем «КамАЗа» во время церемонии открытия моста через Керченский пролив, 15 мая 2018 года
Итак, Крымский (Керченский) мост, о невозможности строительства которого еще четыре года назад говорили все кому не лень, свершился. Он построен. Президент России Владимир Путин, разумеется, первым и проехал по нему во главе колонны из грузовиков за рулем «КамАЗа». Остается надеяться, что вся территория России не останется потерянной логистически, и остальные отложенные из-за Крыма мегапроекты все же будут реализованы.

Нечасто в нашей современной истории мы наблюдаем осуществление проектов, которые можно причислить к категории «проекта мечты». 19-километровый переход в Крым — это самый длинный мост в России, а также в Европе. Он явился сложнейшим инженерным сооружением и доказал, что отечественная инженерная мысль по-прежнему способна удивлять мир.

Удивлять — потому что слишком много уж было скептических оценок относительно того, что данный проект нереализуем в силу специфики местности, а именно особенности грунтов, которые какие-то там уж совсем подвижные.

Еще сравнительно недавно робость перед технической сложностью осуществления данного проекта маскировали заявлениями о том, что, дескать, такой мост вовсе и не нужен. Поскольку в рамках единой страны можно ездить в Крым через Украину. А после того, как единая страна развалилась – что можно ездить через казавшуюся бессрочно дружеской ту же Украину.

Реклама

Впрочем, в нашем национальном характере давно замечена такая черта, как способность мобилизоваться на чудо-проекты, а то и подвиги тогда, когда нам бросают вызов, стараясь взять нацию «на слабо». После того как Крым был присоединен к России в 2014 году, а отношения с Украиной испортились уже на долгие годы, реализации «нереализуемого» проекта стала именно таким вызовом, на который не ответить было нельзя.

И мы ответили. Как водится у нас таких случаях, с опережением графика. Построив мост фактически за два года. Обошлось строительство в почти 228 млрд рублей (примерно $3,6 млрд). На момент подписания первого меморандума о строительстве такого моста в 2010 году между президентами Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем его строительство оценивалось в $1 млрд. Вряд ли это была реалистичная сумма, учитывая свойство строительных бюджетов разрастаться по мере продвижения к цели, причем происходит это не только в нашей стране.

Фоторепортаж: Как Путин за рулем "КамАЗа" открывал Крымский мост

__is_photorep_included11751883: 1

Кроме того, Крымский мост принадлежит к числу таких проектов, где деньги, конечно, важны, однако еще важнее такие вещи, как умение держать удар перед геополитическими вызовами. И Крым не был бы до конца присоединен, если бы он не оказался связан надежно сообщением с остальной Россией. Ровно так же, как за последние несколько лет были в основном решены наиболее острые проблемы с энерго-, водо- и газоснабжением.

Что же касается якобы прежней «ненужности» моста через Керченский пролив, то вся предыстория его строительства говорит о том, что об этом подумывали уже давно. По той простой причине, чтобы по мосту ехать из Кубани в Крым ближе и проще.

В 70-х годах ХIХ века за дело пытались было взяться англичане, задумав железнодорожный маршрут из Англии в Индию через Крым и Керченский пролив. Может, жаль, что тогда иностранные инвесторы не решили этот вопрос для нас на десятилетия вперед. Ну что теперь поделаешь.

До революции разрабатывались еще несколько проектов строительства моста через пролив. Например, накануне русско-японской войны, но война помешала. Потом накануне Первой мировой — и снова не построили. В годы немецкой оккупации была проведена канатная дорога, которая обеспечивала транспортировку военных грузов.

Начали немцы устроить и постоянный мост, но не достроили. После освобождения Крыма частично был возведен железнодорожный мост, но он оказался разрушен в начале 1945 года в ходе мощного ледохода.

Надо сказать, что к идее строительства моста в Крым вернулись уже после советской власти. В 2008 году соответствующий проект вошел в «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года». Тогда, правда, думали, что построят сооружение совместно Украина и Россия. И станет он эдаким «мостом дружбы». Не судьба оказалась. В декабре 2013 года было даже подписано межправительственное соглашение об организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Так что можно сказать, что мы свою часть этого межправительственного соглашения теперь выполнили, а заодно за свой счет выполнили и украинскую часть того же соглашения.

Против строительных и прочих компаний, связанных со строительством Крымского моста, разумеется, были введены западные санкции, прежде всего, со стороны США. Произошло это в сентябре 2016 года. Судя по всему, в проектировании сооружения принимали участие и некоторые европейские компании. В частности, расследование на этот счет проводилось некоторое время назад в Нидерландах. Однако, во-первых, это расследование ничем особенным не закончилась, а, во-вторых, если такое сотрудничество было, это не умаляет значение работы, проделанной российскими инженерами, проектировщиками и строителями.

Строительство 19-километрового транспортного перехода через Керченский пролив, будем надеяться, станет не последним нашим «проектом-мечтой». Мы уже не раз показывали, что способны мобилизоваться на великие дела, которые начинаются, как правило, даже не с хладнокровных рассудочных расчетов, а с мобилизацией политической воли, с внешнего вызова. В гораздо меньшей степени мы умеем мобилизоваться, вернее — организовываться — на постоянной основе и, так сказать, в рутинном порядке.

В рутине погрязли давно обещанные и исправно включаемые в разнообразные программы мегапроекты – будь то Высокоскоростная магистраль, будь то мост через реку Лена в Якутске.

Теперь вот замахнулись на мост на Сахалин – там определены аж три основных и десяток дополнительных вариантов. Дело упирается, понятное дело, в «сотни миллиардов».

Кажется, впереди немало давно назревших дел, которые потребуют не столько мобилизации «назло врагам», сколько высокой самоорганизации ради самих себя. В рабочем порядке, так сказать, покрыть сетью современных скоростных шоссейных и железнодорожных путей огромные просторы нашей страны.

Освоить новейшие технологии в самых различных отраслях, касающихся уже не столько предмета нашей традиционной гордости — оборонной отрасли (тут у нас по-прежнему все более-менее в порядке), сколько повседневной жизни. Предстоит, и тоже в рабочем, организованном порядке решить проблему того, как в нашей страны жить не только дольше, но и счастливее, богаче. И да – веселее тоже. Победить бедность. И вот это все.

И решая эти и другие не менее амбициозные задачи мы периодически будем ездить «проветриться» в наш Крым. Где можно будет бюджетно отдыхать не в халупах-самостроях, а со «всем включено». Где санкций нет и бизнес не загоняют работать «в тихую» от иностранных «коллег» или из-под палки.