В Китае первая «туалетная революция» была запущена в 2015 году и обошлась в 20 млрд юаней инвестиций (около $3 млрд), направленных на установку и модернизацию 68 тысяч чистых, современных и бесплатных общественных туалетов. Но в руководстве страны решили, что нужна еще одна трехлетняя программа: на этот раз поставлена задача до 2020 года построить 47 тыс. новых туалетов и обновить еще 17 тыс. старых. А до этого был еще суперпроект «Обновление туалетов» — наступление на 200 миллионов деревенских отхожих мест, которыми до сих пор пользуются около 1 миллиарда крестьян.
Аналогичная программа развития общественных туалетов действует в еще одной гигантской стране, как и Китай, сталкивающейся с большими трудностями в организации повседневной жизни людей. Речь об Индии, чья «бытовая грязь» стала одним из самых запоминающихся символов страны в мире, наряду с йогой и Болливудом.
Туалетная революция жизненно необходима любому государству, претендующему на звание цивилизованной страны.
Особенно это важно там, где большие территории, живет много людей, есть множество населенных пунктов и суровый климат. А также там, где хотят развивать туристический бизнес. Потому что эти потребности, в отличие от культурных, есть абсолютно у каждого туриста. И никуда не исчезнут.
Если посмотреть на проблему мест общественного пользования в России в динамике, то Великая Октябрьская социалистическая революция оказалась не напрасной.
Да, по некоторым данным чуть ли не до 40% россиян по-прежнему обходятся без теплого туалета. Да, бывали случаи, когда журналистов президентского пула привозили в командировку на Дальний Восток зимой и на вопрос, где здесь можно справить нужду, кураторы поездки широко размахивали руками, указывая ими сразу на все четыре стороны открывающегося пейзажа – дескать «вам – везде». То есть общественным туалетом являлись сами бескрайние просторы нашей родины.
Да, у нас до сих пор неистребима мода справлять нужду в подъездах и обвинять в этом посредством надписей на стенах действующих президентов США
Да, у иностранных туристов (вероятно, не из Китая) вызывают оторопь нужники в наших музеях-заповедниках вроде Ясной Поляны и Пушкинских гор.
Но, если сравнивать с началом XX века, ситуация с отхожими местами в России улучшилась значительно. В 1917 году в Петербурге (тогдашней столице Российской империи) 40% улиц не имели канализации, а в Москве — две трети домов. По всей России только 11 из 1063 городов и населенных пунктов имели сплавную канализацию. Впрочем, сколько можно сравнивать себя с «пресловутым 1913 годом».
Даже на уровне лозунгов, не говоря уже о практической реализации, это была бы очень хорошая экономическая и политическая программа с очень понятным народным массам образом будущего: хорошие туалеты, хорошие дороги, хорошие поезда. Куда лучше абстрактной цели «неуклонно повышать благосостояние народа», как это постоянно декларировала, но никогда не исполняла советская власть. Да и сейчас вот уже четвертый год подряд мы наблюдаем неуклонное снижение этого самого благосостояния населения.
России надо вкладываться не только в новое оружие, но и в общественные туалеты. В нормальные освещенные дороги с качественным покрытием. В жилищное строительство — и не только в престижных районах областных центров.
В современные поезда. В качественный городской и межрегиональный транспорт (в Москве новые трамваи напоминают космические корабли, но совсем неподалеку от столицы в Московской области порой можно встретить такие автобусы, будто они только что чудом выбрались из зоны ковровых бомбардировок).
Пока банкиры и экономисты на презентациях и форумах в Москве рассуждают о прелестях криптовалют, блокчейна и прочих атрибутов уже практически наступившего на нас светлого цифрового будущего, миллионы россиян по-прежнему «ходят до ветра» в буквальном смысле: в чистое поле или в покосившиеся деревянные строения с дыркой.
Тема «как научить соотечественников не гадить в подъездах» была очень модной у советских публицистов еще 30-40 лет назад.
Той страны давно нет, но привычка «ходить под себя» — часто просто потому, что больше некуда, осталась. Революция в головах, которая победит «разруху в клозетах», важна для развития в России туризма, внутреннего и иностранного. Для улучшения условий жизни миллионов россиян. И даже для смены нашего повседневного бытового поведения. Вандализм часто процветает там, где люди привыкли жить в грязи — бытовой и моральной.
Так что новая туалетная революция, о необходимости которой говорит товарищ Си Цзиньпин, действительно очень пригодилась бы и России. Проблема в том, что исполнение простых и четко поставленных задач (за три года построить 60 тысяч туалетов) легко проверить. В отличии от красивой, но крайне абстрактной задачи «встать с колен».