Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Who is Mrs. Собчак?

В Кремле опровергли причастность к выдвижению Собчак в президенты

Светская львица Ксения Собчак объявила о своем намерении баллотироваться в президенты. Этот поворот, вероятнее всего, сделает интереснее и выборы, и саму Собчак. Впрочем, интерес этот может быть вовсе не того свойства, на который рассчитывает претендентка на роль нового лидера России.

Бывшая светская львица, экс-ведущая «Дома-2», дочь Анатолия Собчака, первого мэра Петербурга и бывшего начальника Владимира Путина, в особых представлениях, конечно, не нуждается. Ее известность — за счет сочетания самых разных амплуа за ее не слишком долгую на данный момент жизнь (ей 35, это минимальный возраст для участия в президентской гонке) — в определенных кругах не уступает, надо полагать, даже известности самого действующего президента.

С популярностью все далеко не столь однозначно, но сама заявка сделана. И эта заявка смелая.

В своем открытом письме она написала следующее: «Я решила, что мое участие в президентских выборах действительно может быть шагом на пути к столь необходимым нашей стране преобразованиям». Начало письма и вовсе проникновенное: «Хватит молчать. Уже несколько месяцев я думаю об этом. И не потому, что так устроены женщины — все на себя примеряют, а потому, что так устроена я — все возможности я воспринимаю как вызов». Иными словами: жребий брошен, Рубикон перейден.

Однако это заявление уже дает массу возможностей для интерпретаций и рождает некоторые вопросы. Например, классика: Who is Mrs. Sobchak? В том плане — каков мотив выдвижения? Объяснения самой Ксении Анатольевны имеются в письме, но кто заставит принять их на веру? Тем более, что в серьезных СМИ не раз за последние полгода всплывала тема желательности участия в качестве оппонента Владимира Путина именно женщины.

Женщину искали все, но пока нашлась только Ксения Собчак.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отверг версию о том, что выдвижение Собчак — это проект Кремля. «Нет, это не так», — убеждал Песков. Тем не менее, людей, полагающих, что за Собчак все же стоит Кремль, предостаточно. И в таком контексте все слова Собчак о необходимых переменах и негодном положении дел в стране протестная публика будет воспринимать в штыки, полагая ее «засланным казачком». Зачем вкладываться в такой оппозиционный проект, категорически непонятно. Зато ясно, почему он удобен властям, которые хотят поднять явку и одновременно не рисковать.

Есть и второй интересный вопрос: на какой электорат может претендовать Ксения Собчак?

Кажется очевидным ответ: Собчак может рассчитывать на условно «либеральный», оппозиционный и отчасти молодежный электорат. То есть на голоса тех самых «школьников», которые выходили в марте и июне на улицы российских городов по призыву Алексея Навального. Кстати, кандидатура Собчак — еще один признак того, что Навальный вряд станет частью предвыборной драматургии.

Но тут имеется определенное противоречие: на протестные акции эти люди ходить готовы, а вот на выборы — вряд ли. Тем более, если Владимир Путин включится в предвыборную гонку (о своем решении на этот счет президент РФ до сих пор не объявил), победитель выборов будет практически предрешен.

Более возрастной либеральный избиратель тоже окажется в ситуации непростого выбора. Фанатов «Дома 2» найти среди продвинутых избирателей непросто. Персонально фигура Собчак у либерального избирателя вызывает, мягко говоря, неоднозначные эмоции. Помимо прочего, она все-таки ярчайший представитель «золотой молодежи» — не лучший образ. Наконец, не исключено, что в выборах сможет принять участие и старожил российской политики Григорий Явлинский, который в состоянии забрать значительную часть потенциального электората у известной телеведущей.

Армию фанатов «Дома 2» мобилизовать тоже будет непросто. Они, наверно, помнят любимую ведущую, но одно дело статус телезвезды, совсем другое — политика.

Скажем, у бывшей подопечной Собчак Ольги Бузовой и собственное шоу, и подписчиков в «Инстаграме» порядка 10 миллионов. А Путин интернетом сам не пользуется. Но кто из них имеет больше шансов на выборах президента? Вопрос, как представляется, риторический.

Наконец, есть самый неоднозначный момент. Дело в том, что Собчак — еще и женщина, а это в нынешнем электоральном плане — черная метка. В партийной тройке женщина выглядит, с точки зрения избирателя, нормально. Участие женщин в политике граждане и вовсе почти всецело поддерживают.

Так, согласно данным «Левада-центра» от середины сентября, участие женщин в политике «определенно поддерживают» 23 процента опрошенных, «скорее да» — еще 48.

60 процентов выступают за то, чтобы высшие государственные посты занимала женщина (но тут уже существенно выше доля противников). Но вот видеть женщину президентом в ближайшие 10-15 лет хотели бы только 34 процента. Противниками такого варианта выступают 53 процента. И число этих противников, по данным социологов, в последние годы только росло.

А когда социологи спросили, кем могла бы быть эта женщина, то выяснилось, что больше всего респондентов пока могут представить в таком качестве спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко (6,1%). Существенно ей уступают экс-кандидат в президенты в 2004 году Ирина Хакамада (1,4%) и пресс-секретарь российского МИДа Мария Захарова (1%). Собчак в поле зрение избирателей тоже попала — но ее вспомнили 0,4%.

Еще интереснее тройка ответов-лидеров. На первом месте «затруднились ответить» — 39%. «Таких женщин нет» — так посчитали 32%. Против участия женщин в президентских выборах выступили 16%. При таких стартовых шансах борьба Собчак обречена на провал. Нет, не все настолько печально, но даже Хакамада, будучи единственной представительницей прекрасного пола и единственным либералом, набрала всего 3,84%. Михаил Прохоров примерно в таких же обстоятельствах в 2012 году набрал почти 8%.

С последним, кстати, Собчак уже сравнил ее потенциальный противник Григорий Явлинский. В том плане, что в 2012 году «проектом Кремля», который бы легитимизировал выборы в глазах критиков с либерального фланга, стал Прохоров, а теперь выступает Собчак. Это для Собчак только начало. В 2012 году почти все усилия кампании Прохорова заключались не в рассказе о своих планах на посту президента, а в бесконечных попытках освободиться от образа «кандидата Кремля».

Надо думать, что коллективный Кремль такая ситуация вполне устраивает. Пока противники Путина будут разбираться, из Кремля им прислали Собчак или нет, а остальные глумиться над достижениями телеведущей в политике или восхищаться мужеством юной девы, предвыборная кампания пойдет своим чередом. Более того, в ней появится хоть какая-то интрига, что как минимум привлечет к ней внимание широких масс — ведь вопроса о победителе в повестке дня не стоит.

Новости и материалы
Экс-зампред ЦБ спрогнозировал уровень ключевой ставки 26 апреля
Илью Варламова хотят в третий раз оштрафовать по иноагентскому делу
«Нашел детектив»: блогер Ян Топлес раскрыл подробности гибели пропавшего шурина
Путин рассказал о позитивных изменениях в здравоохранении
«Бандиты 90-х»: в Институте Пушкина назвали экстремистским захватом власти смену ректора
Во Франции начали пугать граждан «непомерной ценой» в случае прекращения поддержки Киева
Из тюменской деревни Синицына срочно эвакуируют жителей
Валя Карнавал показала себя в микрошортах
Стало известно, когда в ЕС обсудят вопрос использования активов РФ для Украины
Неизвестный мужчина проник в школу в подмосковных Люберцах
В Хакасии с отколовшейся льдины спасли рыбаков
Страны ЕС еще не закончили обсуждать восьмой транш военной помощи Украине
Стало известно о том, что ЕС по-прежнему необходим российский СПГ
В Госдуме отреагировали на удар Израиля по Ирану
В МВД Грузии раскрыли планы митингующих в Тбилиси
Мишустин дал поручение по развитию судостроения
Полицейские пострадали на митингах в Тбилиси против закона об иноагентах
Джастина Бибера сняли со спущенными штанами
Все новости