Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Пусть говорят

Почему рэп-баттл смог стать темой номер один в России

Кадр из видео/YouTube.com

Запись баттла рэперов Oxxxymiron и Гнойного, он же Слава КПСС, опубликованная на YouTube, стала самым обсуждаемым событием в российском интернете. Можно ли считать рэп-баттлы заменой общественных дискуссий, дефицит которых столь явно ощущается в России? Или это элемент новой кремлевской молодежной политики, призванной удержать молодых людей от социального протеста и направить их энергию в безвредное для государства русло?

Практически ни одно событие понедельника в России и в мире — включая продолжающееся балансирование КНДР и США на грани ядерной войны или закончившийся вчера в Лондоне чемпионат мира по легкой атлетике — не привлекло такого внимания общественности, как рэп-баттл двух молодых людей. Их имена хорошо знают миллионы россиян до 30, но точно не знают ни российские политики, ни большинство наших сограждан среднего и старшего возраста.

Реклама

Менее чем за сутки запись баттла набрала почти 7 млн просмотров. Она удостоилась интеллектуальных разборов с участием философов, политологов, литературоведов — даже в предельно далеких от молодежной субкультуры СМИ.

И все-таки, почему сам рэп-баттл, а также масса сопровождающих его вспомогательных роликов заполонили российский интернет? Почему вообще информация об этом вроде бы странном для непрофильной тусовки событии звучит чуть ли не из каждого утюга?

Разумеется, отчасти это следствие рекламной кампании с участием популярных СМИ и блогеров. Разумеется, повлиял и вирусный эффект — срабатывает желание в том числе предельно далеких от рэпа и хип-хопа СМИ «разобраться в феномене». Так возникает дополнительная реклама со всех сторон.

Если учесть, что Кремлю не впервой заигрывать с молодежной культурой, сразу появились подозрения, что и тут не обошлось без политики.

Российские власти с недавних пор активно осваивают видеопространство и преимущества интернета. Сторонники такой версии считают, что, раскручивая довольно аполитичные темы, власти надеются, что в будущем таким образом смогут держать молодежную повестку в строгой узде. Среди аргументов — возникновение популярного на YouTube «Дружко Шоу», которое продюсирует агентство нативной рекламы «Изюм» Арама Габрелянова — одного из самых ярых сторонников власти среди менеджеров российских СМИ.

Если чиновники действительно хотят превратить рэп и хип-хоп в орудие пропаганды или политического влияния на молодых и использовать при этом кого-то менее попсового, чем Тимати, это вполне логичная затея. Речь идет действительно об очень популярных в молодежной среде людях. Они собирают миллионы просмотров практически каждым своим произведением. В частности, клип того же Оксимирона «Город под подошвой» набрал на YouTube более 30,5 млн просмотров — даже больше, чем известный фильм Навального «Он вам не Димон».

Пока рэп-баттлы будут оставаться феноменом именно культурной, а не политической или общественной жизни, чистым развлечением, власти могут от этого выиграть. Пусть молодежь обсуждает, кто кого лучше «выстебал» — Оксимирон Гнойного или Гнойный Оксимирона, чем выходит на уличные акции протеста или задает неприятные вопросы власти. При этом специально политизировать жанр рэп-баттла или построить на нем какую-то долгосрочную молодежную политику, будет довольно трудно, да и бессмысленно. Велика вероятность, что такие шоу быстро сойдут на нет, особенно с учетом того как непостоянна в своих пристрастиях молодежь.

Но при этом очевидно, что формат рэп-баттла смог стать таким популярным, потому что наложился на хронический дефицит открытого и честного живого диалога в нашем обществе.

Российский информационный фон «оккупирован» Украиной, США, Сирией. В казенных телевизионных ток-шоу царят политиканство и лицемерие. В такой ситуации у людей вызывает почти физиологический восторг (или ненависть — в данном случае одинаково важна любая сильная эмоция), как два рэпера с использованием ненормативной лексики доказывают друг другу человеческую и творческую несостоятельность оппонента. Это становится интересно смотреть даже людям, бесконечно далеким от рэпа и баттл-культуры.

Тем более что как раз переход на личности стал вполне привычной частью российских политических дискуссий последнего времени. Разукрасить тезис «сам дурак» разнообразными эпитетами, устроить нетривиальный живой «словесный мордобой» — вполне понятная и близкая вкусам массовой публики затея.

В любом случае нельзя искусственно раскрутить то, что не кажется людям живым и настоящим. Рэп-баттлы, как и любая реакция на клипы или интервью популярных рэперов, показывают, что миллионы молодых людей находят в этом акт живой жизни. Никакой официальный кремлевский молодежный форум на Селигере точно не соберет такого количества просмотров.

Запрос людей на публичный диалог, на реальные дебаты радикально контрастирует с нашим официальным — скучным, предсказуемым, часто откровенно фальшивым — политическим процессом и телевидением. И вот это желание живой жизни вряд ли можно держать в узде с помощью любой даже самой виртуозной молодежной политики.