Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Потери «Бессмертного полка»

Почему новые традиции празднования Дня Победы не приживаются в СНГ

Ветеран Великой Отечественной войны во время празднования 70-летия Победы в столице Казахстана... Владимир Третьяков/РИА «Новости»
Ветеран Великой Отечественной войны во время празднования 70-летия Победы в столице Казахстана Алма-Ате, 2015 год

Отказ Таджикистана включить «Бессмертный полк» в план праздничных мероприятий на 9 Мая заставляет задуматься о природе праздника. Чем более политизированным становится День Победы в странах бывшего СССР, тем меньше остается в нем места для живой народной памяти.

Власти Таджикистана отказались включать акцию «Бессмертный полк» в план мероприятий на День Победы. Порядок проведения военного парада и других почетных мероприятий руководство страны оставило без изменений. Согласно сообщению государственного информагентства Таджикистана «Ховар», в согласовании акции отказано, поскольку она «является инициативой отдельных неправительственных организаций» и, кроме того, якобы противоречит религиозным устоям страны.

Реклама

«Согласно исламским традициям, недопустимо выходить на улицы и проспекты с портретами погибших, данная акция противоречит исламским и мазхабским ценностям», — утверждается в сообщении.

Ранее об отказе от «Бессмертного полка» сообщили и узбекские организаторы. «Шествие не состоится в этом году по причине сложившейся во всем мире сложной политической обстановки. Мы считаем, что это является правильным решением наших властей», — гласил текст заявления. Впрочем, впоследствии появилась информация, что акция пройдет, но изменит формат.

Позиция таджикистанского и узбекистанского руководства вызывает удивление. Особенно учитывая, что у муфтията России вопросов в связи с «Бессмертным полком» никогда не возникало. И даже сожаление — при бурных политических процессах на постсоветском пространстве День Победы оставался одним из немногих праздников, который позволяет говорить о странах бывшего СССР как о настоящей, а не формальной общности.

Тем не менее вряд ли стоит считать, что «они», бывшие советские республики, перестали ценить «нашу» Победу. Победа эта для стран бывшего СССР всегда была и останется общей.

Лучше вспомнить о том, какой вклад в нее внесло население той же Таджикской ССР. Из около 200 тысяч военнослужащих советской республики, которые попали на фронт, погибли более 60 тысяч человек. 45 тысяч человек трудились на оборонных предприятиях. Таджики совершали подвиги так же, как и остальные народы Советского Союза.

Сегодня Россия и ее соседи, некогда входившие в одну большую страну, много говорят о евразийских интеграционных процессах, которые должны сплотить экономики бывшего советского пространства. Превратить ее в единое процветающее целое. Таджикистан и Узбекистан не входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — центральный интеграционный проект России (возможно, в этом отчасти кроется объяснение ситуации с «Бессмертным полком»). Зато входят в ОДКБ и ШОС, определяющие структуру безопасности в регионе.

Очевидно, что этих интеграционных процессов не удалось бы добиться людям, у которых нет сильных связей. У нас же есть общие книги, которые мы читали. Анекдоты, которые друг другу рассказывали. Праздники, которые вместе отмечаем, потому что помним общие великие подвиги. К сожалению, других праздников, которые сплачивали бы наши страны так, как до сих пор сплачивала их память о Великой Отечественной войне, нет. Поэтому важно, чтобы эта память была жива.

В России с этим, как кажется, проблем нет. Популярность того же «Бессмертного полка» является тому подтверждением. Но на этом фоне всегда есть соблазн использовать праздник в собственных интересах, забюрократизировать его, подчинить не ясно кем и для чего установленным правилам. Недавняя инициатива движения «Волонтеры Победы» по проведению «рейдов для выявления случаев неэтичного использования георгиевской ленты» — как раз из таких.

По мнению организации, существуют этичные и неэтичные способы ношения символов Победы, среди которых закрепление лент на сумках и автомобилях. Активисты планируют патрулировать Москву и в случае «неэтичного использования» георгиевской ленты проводить с горожанами разъяснительные беседы.

Зачем нужно вводить такие запреты, превращая искреннее движение души в официоз и протокол, кому они нужны и помогут ли «рейды против ленточек» сохранить живую память о Великой Отечественной войне, организация не объяснила.

В дискуссию даже включился пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он заявил, что тоже носит георгиевскую ленточку на сумке и не хотел бы, чтобы его за это наказывали.

С ним наверняка согласятся те, кто хотел бы встретить 9 Мая не как политический, а как личный праздник. Ведь именно личные воспоминания о Великой Отечественной войне превращают 9 Мая в торжество, которое больше семидесяти лет не теряет своей актуальности ни в России, ни на всем постсоветском пространстве.