Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Кому топить Донбасс

Почему ДНР и ЛНР могут полностью перейти на российский баланс

Отключение ЛНР от электроснабжения и угроза «водной блокады» могут привести к полному разрыву хозяйственных связей между Украиной и территориями Донбасса, которые не контролирует Киев. В такой ситуации, чтобы избежать гуманитарной катастрофы на территориях, которые считаются пророссийскими, России придется делать непростой выбор: взять самопровозглашенные республики на баланс или ускорить выполнение минских соглашений, которые предполагают больше ответственности Киева за будущее ЛНР и ДНР.

Сразу после отключения Украиной от электричества ЛНР — формально за долги — снабжение этой территории взяла на себя Россия. Такое решение заявлено как гуманитарная миссия, и вполне обоснованно. Раз уж Россия поддерживает самопровозглашенные народные республики, вряд ли она может спокойно наблюдать, как люди там сидят без света, и делать вид, что ее это не касается. К тому же о такой помощи ее просили и международные гуманитарные организации.

Реклама

Поставки электроэнергии из России в самопровозглашенную Луганскую народную республику, скорее всего, будут списываться на технологические потери Федеральной сетевой компании (ФСК), входящей в «Россети». Из-за увеличения этих потерь повысят тарифы для российских производителей. Те, в свою очередь, скорее всего, заложат это повышение тарифа в стоимость своей продукции.

Этот процесс перекликается с идеей «налога солидарности на Крым», которая обсуждалась летом 2014 года, на пике патриотической эйфории после присоединения полуострова. Однако даже тогда российское общество встретило эту инициативу негативно, и от нее пришлось отказаться, даже не внося инициативу в Госдуму. С тех пор прошло три года жизни под санкциями, что вряд ли добавляет народу энтузиазма. Более того, оплата электроэнергии самопровозглашенной республики происходит на фоне митингов в России против повышения тарифов на услуги ЖКХ.

Электричества и денег у России на ЛНР, несомненно, хватит. Но проблема в том, что электричеством дело может не ограничиться.

Если не будет найдено решение конфликта на востоке Украины по существу, Россия будет вынуждена брать на себя все больше ответственности за самопровозглашенные республики. Или стать «соавтором» гуманитарной катастрофы практически в центре Европы. Все равно в глазах мирового сообщества ДНР и ЛНР — это именно «российский проект».

По минским соглашениям, ЛНР и ДНР должны интегрироваться в состав Украины — хотя и на условиях серьезной автономии. При этом экономические связи между Киевом и самопровозглашенными республиками рушатся прямо на глазах. ЛНР и ДНР не проводят выборы по украинским законам, Киев не признает эти территории и не объявляет амнистию.

Война в Донбассе идет три года, но Украина до недавнего времени получала уголь из того же Луганска, а потом отправляла туда электричество. Сейчас же отчуждение ЛНР и ДНР от украинской экономики очевидно ускорилось. Причем процесс идет с обеих сторон: народные республики отказались поставлять Украине уголь и явочным порядком национализировали украинские предприятия, киевские власти под давлением радикалов устроили экономическую блокаду ЛНР и ДНР.

Не исключено, что России вслед за газом и электроэнергией придется как-то решать проблемы снабжения ЛНР и ДНР и водой, причем в самое ближайшее время. 26 апреля глава минэнерго Украины Игорь Насалик сообщил о возможной остановке поставок воды, так как оплата за нее тоже не поступает.

Разрыв хозяйственных связей между Украиной и народными республиками обостряет ситуацию едва ли не сильнее, чем боевые действия или недавняя история с подрывом на фугасе в ЛНР машины с миссией ОБСЕ.

Причем радикальный выбор в Донбассе придется делать не только Киеву, но и Москве. Для России это выбор из трех основных вариантов.

Первый — признать ЛНР и ДНР независимыми государствами. В таком случае они все равно будут полностью финансово и экономически зависимы от Москвы, причем обходиться будут хотя бы в силу размеров дороже, чем, например, Южная Осетия. Второй сценарий — интегрировать самопровозглашенные республики в Россию — с новым витком эскалации конфликта с Западом и новыми санкциями.

Есть и третий вариант — форсировать выполнение минских соглашений. Это тоже непросто, учитывая принципиально разные позиции участников этого процесса и тот факт, что ЛНР и ДНР считают Москву фактически единственным союзником, на которого можно положиться.

Поддерживать Донбасс в состоянии «ничейной земли» становится все труднее. Замороженного конфликта не получается, он развивается по своим внутренним законам.

При этом бесконечные споры о последовательности шагов в рамках минских соглашений и о том, кто за что отвечает, наложились на элементарную необходимость миллионов людей в Донбассе хоть как-то зарабатывать себе на жизнь. Этим людям нужны еда, вода, свет в домах, источники доходов. Геополитика сама по себе не кормит.

Никакие частные инвестиции в эти территории, существующие в условиях тлеющего конфликта, по понятным причинам пока невозможны. Украина не хочет больше снабжать свои регионы, над которыми не имеет политического контроля и не знает, как его восстановить. Руководство народных республик все сильнее привыкает к мысли об экономическом отделении от Украины. Любое решение России в этих условиях становится дороже с каждым днем — в буквальном смысле этого слова.