Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Распятые» туристы

С кем можно идти в горы, а с кем нет

Новость, что туристы из Москвы бросили своего раненого товарища в горах из-за боязни опоздать на самолет, оказалась прекрасным срезом настроений общества. Судя по реакции на нее, очень многие не только безоговорочно поверили в эту информацию, как в свое время легко поверили в «распятого» в Славянске мальчика, но и начали спорить не столько об этике подобного поступка, сколько о том, кого можно бросить в горах, а кого — нет. А также кто именно — либералы или патриоты — оставили товарища погибать.

Утром в среду информация со ссылкой на сайт Сибирского регионального центра МЧС России мгновенно разошлась по СМИ и соцсетям. По версии спасателей, четверо туристов из Москвы не стали жертвовать авиабилетами и даже не сообщили никому о брошенном в горах приятеле, который не мог передвигаться из-за поврежденных связок на ноге. Тревогу подняла мать пострадавшего, дозвонившись до МЧС. Спасатели нашли туриста, оказали ему первую помощь, помогли добраться до турбазы, но «пребывают в шоке от поступка» его товарищей.

Не совсем понятно, почему спасатели впали в «шок», оказалось, что на самом деле «спасенный» находился в базовом лагере, куда довели его четверо туристов из Москвы. Они случайно встретили того в горах. Жизни и здоровью туриста-одиночки здесь ничего не угрожало — в лагере есть вода-продукты-связь, да и сам он благодарен случайным попутчикам за помощь. В общем, информация МЧС оказалась, мягко говоря, «несколько преувеличенной».

Поразительно в этой истории скорее то, насколько легко наши граждане верят всему, что есть в новостях. Казалось бы, после последних лет бесконечных фейков, передергивания фактов пропагандистами, часто откровенного непрофессионализма как сотрудников многочисленных пресс-служб, так и некоторых работников СМИ граждане должны уже были выработать иммунитет к «шоковым» новостям. Но этого не случилось. Большинство продолжает безоговорочно верить всему, что им сообщают.

Еще более поразительно, в каком тоне идет дискуссия вокруг этой «новости». Основных мотивов три.

Первый — москвичи все такие, ради денег отца родного в горах бросят, не только товарища по группе. «Москвичи же, чего от них ждать. Хорошо хоть не добили».

Второй — вот вам яркая иллюстрация на тему «русские своих не бросают». Дескать, на майках такие слоганы писать — не товарища в горах выручать. Характерный комментарий: «Русские своих не бросают, они их кидают!»

Третий — надо еще разобраться, что за человек этот «оставленный в горах» был. Может, плохой человек или вообще из «пятой колонны». А также уточнить, каких взглядов — либеральных или патриотических — придерживались туристы-москвичи.

Собственно, именно в такой парадигме общественных отношений мы и живем последние годы, разделившись на «своих» и «чужих» по самым разным фронтам.

На «зажравшихся москвичей», которым по три раза плитку в городе перекладывают, а они все недовольны, и «несчастных провинциалов», которые на своих дорогах асфальта давно не видели.

На сторонников «Русского мира» и тех, кто видит в слогане «Своих не бросаем» лишь цинизм политиков.

На «патриотов» и «нацпредателей». На запутинцев и антипутинцев. На аборигенов и «понаехавших»…

Как будто в новости о брошенном в горах туристе, даже если бы она оказалась правдивой, имеет какое-то значение прописка, национальность или идеологические взгляды участников событий.

В апреле на «прямой линии» с президентом многих поразили недетские вопросы от детей. В частности, 11-летняя Варя спросила: «Если бы сейчас тонули Порошенко и Эрдоган — кого бы вы спасли первым?»

На что Путин ответил уклончиво: «Если кто-то решил утонуть, спасти его уже невозможно».

Чуть позже тему продолжила 6-летняя Альбина: «Как вы думаете, спас бы вас Обама, если бы вы тонули?» Здесь ответ президента был конкретнее: «Я думаю, что он порядочный человек и мужественный достаточно. И он бы, конечно, сделал это…» Дескать, в такой ситуации необходимо различать межгосударственные и личные отношения.

Сам Обама чуть позже подтвердил, что спасет российского президента, если тот будет тонуть: «Мне бы хотелось верить, что, если кто угодно будет тонуть, я смогу его спасти. Я неплохой пловец, я вырос на Гавайях, у меня было много практики».

Собственно, никакого другого ответа на вопрос «спасать или не спасать» и не может существовать. Как только заходит речь о том, стоит ли спасать человека, если он «плохой», «чужой», «предатель» или еще кто, — это явный признак явной моральной дисфункции отдельного гражданина или общества в целом.

В песне Высоцкого, которую в связи с происшествием в горах сегодня многие вспомнили, речь идет о том, как горы проверяют человека, о том, с кем можно идти в горы, а с кем нет, — «Вверх таких не берут, и тут/ Про таких не поют». Но невозможно себе представить, чтобы поэт написал песню о том, кого можно оставить в горах без помощи, а кого — нет.

Новости и материалы
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Россияне активно готовятся к походам на майские
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Все новости