Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Раскопать настоящую Москву

Какие проблемы можно обнаружить в деле благоустройства столицы

«Газета.Ru» 06.06.2016, 20:04
Валерий Шарифулин/ТАСС

Вокруг ремонта центра Москвы и, в частности, Тверской улицы в интернете развернулись нешуточные баталии. Горожане жалуются на невозможность куда-либо пройти или проехать и сравнивают свою жизнь с жизнью в окопах. Но это всего лишь временные неудобства, которые можно перетерпеть. К тому же у московского благоустройства есть куда более концептуальные проблемы, чем пыль, шум и заборы.

Попытки сделать наконец Москву туристическим городом с красивым прогулочным центром похвальны и достойны всяческой поддержки, невзирая на регулярные вопли возмущенных пользователей соцсетей. Это у них уже такая традиция — бросить свой искушенный вопль на любое действие или бездействие.

И даже то, что Москву перекопали разом, скорее правильно, чем глупо. А вы как хотели? По два переулка в год? И так весь XXI век или пока деньги не кончатся? А они в кризис могут кончиться быстро. Ну да, придется немного потерпеть и поглотать пыль, зато потом будет красиво.

Сегодня все радостно гуляют по Спиридоновке и Патриаршим прудам. Забыли, как год назад, все прошлое лето, там стояла пыль столбом и звучал грохот отбойных молотков? И так же кричали, что городу пришел конец.

Так и здесь будет — поорут, а потом те же крикуны первыми пойдут гулять по новым тротуарам вдоль обновленных фасадов.

Да, город нужно приводить в порядок. Скорее, даже не в порядок, его в чувство надо приводить после десятилетий советского идиотизма, потом десятилетий волюнтаризма и пофигизма. Если в нем вообще еще что-то осталось после советских и постсоветских экспериментов…

Тут как раз возникает одна проблема — туристическая. Турист не знает Москвы, как правило, он знает Питер. В Москве обычно оказываются либо как в точке прилета, чтобы потом погрузиться в поезд и отправиться в город на Неве, либо чтобы свозить сюда по-быстрому школьников, внуков на экскурсию. Ну и по магазинам пробежаться, на цены поглазеть и в обморок попадать.

Москва — и это ужасно жалко — сегодня не тот город, который ассоциируется с огромным пластом культуры, литературы, архитектуры. В ней все это, в общем, есть. Но это как «быть» и «слыть». Поедут все равно в Рим, Париж и Лондон. В крайнем случае, в Питер и по Золотому кольцу.

Приедут в Москву лишь китайские туристы, которым после обвала рубля стало страшно выгодно ездить в любой угол России, и какие-нибудь особо удачливые гости столицы из не самых депрессивных российских регионов.

Будет здорово, если столичному правительству все же удастся поправить имидж Москвы, сделав ее действительно одной из мировых столиц. Тем более для этого у Москвы, во всяком случае у ее центра, много предпосылок: она тусовая, она живая, она почти не спит. Но и тут есть два момента.

Первый — входит в компетенцию именно городских властей:

если при рытье котлованов оттуда начинают выскакивать камни Белого города, значит, не надо их спешно закапывать или куда-то вывозить.

Собственно, из-за этого и пошла критика: где архитекторы, где исследователи ранних культурных слоев? Значит, думайте, как показать прежние эпохи. В конце концов, и в Риме не все возвышается над Палатином, многое открывается взору туриста именно внизу, из прежних культурных слоев. Та же Пьяцца Арджентина, часть Форума.

Можно еще попробовать пойти по пути Иерусалима, где во время реконструкции на сегодняшний уровень подняли мраморные камни времен Римской империи и Понтия Пилата. И ходят теперь туристы по белому мрамору с выщербинами от колесниц и представляют, как вели по ним Христа…

А вот второй аспект от московских властей зависит не очень — наличие самих качественных и многочисленных туристов, которые не на торговые центры приезжают поглазеть, а на историю и культуру города. Таких все же с Запада надо везти, а у нас — санкции.

Не поедут массово люди в страну, которая везде представлена как новая угроза, где сплошные визы и тяжелые требования консульств.

Не так выглядит открытая страна, которая рада гостям.

Много критики вызывает у горожан курс властей на пешеходный центр города. Да, мы поняли — машины, людей на машинах и даже, чего уж скрывать, бедных жителей центра, каким-то чудом сохранившихся после массовой скупки коммуналок 1990-х, из центра выдавят. Да, жизнь почти во всех центрах мировых столиц по карману только состоятельным горожанам. И нигде в мире не выстраиваются машины в три ряда на главных улицах. Истинная правда.

На Елисейских Полях не паркуются, на Пикадилли вообще невозможно остановиться, Таймс-сквер и Пятая авеню не очень дружелюбны к парковкам. Но есть одно но!

Ко всем вышеперечисленным улицам можно подъехать на машине! И запарковать ее либо в соседних переулках, либо на прилегающих стоянках.

Вот в чем отличие мировых столиц, что европейских, что американских, и вот в чем слабая сторона Москвы. Прорубая в прежние годы широкие тоталитарные проспекты, устроители, конечно, не думали о судьбе прилегающих улочек и переулков. Их либо глушили новыми домами, либо закрывали железными воротами и бетонными заборами. Ведь нужно было показать лишь мощь и широту социализма.

В результате в Москве — проспекты в десять рядов и почти нет маленьких улочек и переулков, где паркуют машины приезжающие в центр Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Да, конечно, и там проблемы с парковками — их меньше, чем хотелось бы. И цены в подземных паркингах мама не горюй какие, не каждому по карману. Но, собственно, для этого и предлагается в качестве альтернативы общественный транспорт. Коего у нас по-прежнему недостаточно!

Иными словами, можно делать красивый, ухоженный, похожий на исторический центр. Но нельзя выхватывать лишь один аспект жизни. Так что властям после раскопок Тверской все же хорошо бы задуматься о том, как в столице прорубить новые переулки, организовав на них цивильные парковки, сквозные проезды, а по ходу — и небольшие, уютные скверики.

Есть ситуации, когда машина жизненно необходима.

Когда нужно привезти ребенка в школу, доставить домой мать после операции, доехать за справкой до МФЦ.

И только машина используется в этих случаях — московские власти об этом если и думают, то нечасто. Подъезды к школам, больницам, учреждениям — это то пространство, которое должно быть доступно для людей на автомобилях.

Равно как и магазины. Декларирование наличия всего в шаговой доступности — прекрасно и правильно. Только не надо путать супермаркет с лавкой бакалейщика! Да, дойти до знакомого продавца, купить два помидора и пучок лука — это можно сделать пешком. И даже нужно. В булочную на такси действительно ехать как-то глупо. Но есть «азбуки», «ашаны» и пр. — это не магазины шаговой доступности. Туда приезжают, а не приходят, чтобы закупиться, выйти с пятью пакетами, загрузить их в багажник и поехать дальше. И так, между прочим, во всем мире!

Не надо рассказывать, что в центре Лондона нет магазинов с парковками. Есть! Именно здоровые торговые центры, в которые приезжают. И в Мюнхене они есть, и в Нью-Йорке.

Никто не ездит на такси, автобусе или метро с десятью килограммами еды и бытовой химии, закупленными на неделю.

Когда власти Москвы ставят у супермаркетов знаки «остановка запрещена», они ошибаются, декларируя, что так везде.

И последнее. Проведя месяцы мучений (и, надеемся, археологических изысканий, если подтвердится историческая ценность грота из белого кирпича), власти, наконец, все закопают и благоустроят. И появится новая Москва, более гуманная и привлекательная.

Но опять же улицам европейских столиц гуманизма добавляют… палатки.

Передвижные павильончики в Риме с соками, фруктами и холодным чаем, киоски с газетами и магнитами для туристов в Барселоне, палатки зеленщиков и производителей фаджа в Мюнхене, лотки с газетами и картами города в Лондоне…

Не одни лишь деревья и чистые фасады делают город живым.

Его делают таким люди. Причем не только те, которые бегут с сосредоточенными лицами по своим делам, но и те, которые предлагают первым остановиться, сделать небольшой перерыв и оглянуться вокруг. И улыбнуться жизни.