Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Тест на безумие

Марина Ярдаева том, что скрывается за истерикой вокруг ЕГЭ

Сирень цветет, черемуха дурманит, птицы в чирикании упражняются, хочется жить и сходить с ума. И страна сходит. Правда, совсем по иному поводу. Страну накрывает безумием ЕГЭ. Начинается Единая Государственная Эпопея с рекордами стобалльников, с поломанными судьбами недобравших, с громкими апелляциями и даже исками в Страсбург, прямыми трансляциями чуть ли не в кинотеатрах, истеричным подсчетом Среднего Балла Страны и размышлением о Главном.

Я-то, наивная, раньше думала, что истерику вокруг всего лишь тестирования раздувают исключительно мамаши-наседки, которые еще беременными откладывают на репетиторов, педагоги, волнующиеся за статистическую отчетность родного учреждения и зависящие от этого надбавки к зарплате, да СМИ, вползающие в летнее информационное затишье. Думала, что все эти рассказы про многолетние натаскивания — только страшилки. Чего, в самом деле, натаскивать? Пару-тройку раз аналоги из интернета прорешать на досуге — вот и подготовка. Вон даже с тестом Айзенка так — с каждой новой попыткой становишься все «умней и умней», после пятого раза — вообще практически Эйнштейн.

Но с ЕГЭ, выяснилось, не так. Оказалось, все серьезнее некуда.

В прошлом году мы с дочерью отправились в июне забирать документы из школы — переезд, обычное дело. К школе подплыли счастливые и разнеженные начавшимися каникулами, а там все оцеплено, на крыльце — пост и суровые люди в форме, а рядом — репортеры с камерами.

Решили, ЧП какое. Оказалось, экзамены.

К секретарю в приемную пришлось прорываться через арочный металлодетектор с турникетом и в сопровождении охранников.

Удивилась я, но списала все на особый случай, что удостоил лишь нашу бывшую школу. Но в голову запало. И как обычно случается, когда западает, голова стала реагировать на случайные новости по теме. То одно прилетит, то другое. А как через край полезло, заинтересовалась целенаправленно.

Да и ведь на родительских собраниях начали этой грозной штукой пугать, говорят, что уже сейчас надо вместе с детьми готовиться — в пятом классе.

И вот выяснила я, во-первых, что ЕГЭ во всех школах проходит помпезно и ужасно. С охранниками, видеокамерами, с заглушками мобильных сигналов. Во-вторых, поразилась, насколько сами школьные работники с удовольствием играют теперь в спектакль в стиле «у нас тут все секретно и строго», устраивают шоу со всеми этими торжественными вскрытиями священных пакетов, раздачей бланков с семью степенями защиты, представлениями общественных наблюдателей и прочих надсмотрщиков.

Если раньше еще с досадой сетовали на забюрократизированность сверху, то теперь даже гордятся тем, сколько страху напущено, не хухры-мухры, дескать.

А с каким трепетом потом эти баллы подсчитывают, суммируют, сопоставляют и какие из этого делают выводы — это ж эпос. Ладно бы где-то тихонечко составлялись сводки и ведомости, для какого-нибудь внутреннего пользования, на прокорм статистикам, так сказать. Но, нет — это тоже ведь в прямом эфире, все под барабанную дробь. И не дай бог, средний балл по стране окажется на полпроцента ниже, чем в прошлом году, — это национальное бедствие, общество катится в тартарары, мы тупеем и деградируем. И слава богам, если стобалльников станет больше на 0,01% — это достижение, похлеще колонизации Марса.

И это вовсе не случайный шум. Тон задается вовсе не проходящим мимо патриархом Кириллом, сетующим между делом о том, что результаты ЕГЭ по русскому и литературе вопиют «о низком развитии общества», что «не допустимо в стране Пушкина, Лермонтова, Достоевского». Соль в том, что эксперты от образования дудят в ту же дуду.

Ведь какой скандал был со снижением проходного бала по русскому с 36 до 24 баллов и по математике с 24 до 20. Снизили, потому что некоторые, видите ли, не сдают. И давай все кричать: караул, моральное здоровье нации в опасности! Академики и профессора кричали. А что раньше не было тех, кто не хотел учиться? Были. Но руки никто не заламывал. Нормально на это смотрели: не хочешь, не учись, получай справку и шуруй на волю, твоя жизнь. И ни учителей, ни систему никто не винил, понимали, что засранцы, которым не надо вообще ничего (ни им, ни родителям их) были, есть и будут. А теперь это отчего-то позор на государственном уровне.

Но, внимание, — цифры! В 2013 году до снижения проходного порога не сдавших обязательные предметы насчиталось 2,24%. Позор, так позор, ага. Надо было, конечно, что-то с этим делать, исправлять. И вот: тут подкрутили, там подкрутили и — вуаля! — в 2014 году добились сокращения не сдавших до 1,5%, 0,7 пунктика отвоевали. Герои.

То же самое с другой крайностью, но уже нашей гордостью — стобалльниками. Уж так их оплакивали в том же 2014-м. За один какой-то год их повыкосило с девяти с лишним тысяч до 3500. Такая была драма, такой резонанс.

Ну, точно беда какая-то пронеслась над отечеством. А в процентах речь шла всего-то о сокращении с 1 до 0,5%.

И вот на этих 1–2% сверху и снизу и 1–2% колебаний среднего балла рождаются народные переживания? Выстраивается весь пафос?

Как к этому можно относиться серьезно и думать, что это что-то там отображает? Да еще и при том, что в то же самое время иллюзий относительно уровня нашего среднего образования никто особо не испытывает. Все всё понимают — «любой дегенерат получит аттестат», но все равно все каждый год трепещут от ЕГЭ со всей силою души. Почему?

Да поэтому же! Хочется хотя бы видимости того, что все по-настоящему.

Это же как с выборами. Тоже все всё понимают, но каждые пять-шесть лет такой пафос, такое бурление, такая во всем щепетильность, такие претензии на серьезность, такие дебаты и полемика, подсчеты, сравнения, аналитика, как будто взаправду все. Шум вокруг пустоты и бессмыслицы.

Вот только от выборной показухи егэшную показуху отличает два момента.

Во-первых, ни одни выборы не смогут загнать такое количество народу в такой дикий стресс. Я про школьников и их родителей. И если родители-то ладно еще — сами выбирают, какими эмоциями накачиваться (отдельным индивидуумам только несчастья для полного счастья и не хватает), то дети-то ни за что страдают. Иных затюкивают дома и в школе так, что хоть провались все к черту.

Ведь, правда, какую нервную систему надо иметь, чтоб слушать постоянно в течение лет так трех-четырех эти песни про то, что «от этого зависит вся твоя жизнь», и про то, как «пойдешь со справкой улицы мести», и про «учиться, учиться и еще раз к репетитору»?

И если б только слушать, тут можно плеером спасаться, но еще безбожно крадут время и свободу, обкладывают со всех сторон курсами, занятиями со специалистами и запретами (погулять, отдохнуть, заняться чем-то для удовольствия).

И это в тот самый период, когда взрослеющему человеку важнее всего прислушаться к себе самому, решить, кто он, что он, в чем его индивидуальность, что хочет, любит и может он, к чему душа лежит. Эти-то задачи потрудней будут, чем из теста по математике про то, сколько сырков по 16 рублей можно купить на 100. Этот-то выбор посложнее того, какой из ЕГЭ по выбору банально проще сдать.

Во-вторых, как это ни парадоксально, но на самом деле в нашем образовании в отличие от политической реальности все не так уж и ужасно, как можно подумать из-за безумия с ЕГЭ. Точнее, сегодня есть все предпосылки и условия для того, чтоб среднее наше образование было как минимум нормальным, приемлемым, а при удачном стечении и хорошим.

В двухтысячные годы в школы подзалили денег. Все эти дела с компьютеризацией, модернизацией, инновациями — не все ж только фикция, оборудовали многие учреждения. И даже медленными темпами действительно стала расти зарплата педагогов. Да, за счет новых надбавок, за счет увеличения часов, но все-таки. Финансовый фактор, понятно, не определяющий, но зато и не усугубляет ситуацию, как в девяностых. Пока, по крайней мере.

И ФГОС этот жуткий, что еще только-только подступается к средней школе, но уже всех напугал — жуткий ведь только потому, что отдельные учреждения вместо того, чтоб рассматривать стандарт как рекомендацию и брать из него хорошее (которое есть!), очень уж стараются ему соответствовать до последней буковки. И даже пересоответствовать.

И даже все эти колебания вместе с колебаниями партии вроде основ религиозной культуры и уроков патриотизма не везде же только в карикатуру вырисовываются, бывает, и творчески к этому делу подходят в школах.

Есть у нас еще педагоги, которым не все равно, и немало их, и никакая система их задушить не в силах. Воистину чаще пугают не дела, а названия.

В общем, может быть наша средняя школа средней в хорошем таком смысле. Но беда в том, что нашим идеологам от образования этого недостаточно, им хочется чтоб мы были впереди планеты всей или хотя бы выглядели таковыми. Чтоб отличников побольше, а двоечников — ни одного, чтоб в олимпиадах участвовали и побеждали все, чтоб все бурлило во внеурочной, общественной деятельности и прочее-прочее. И в итоге вместо нормального, спокойного учебного процесса получаем какую-то сплошную имитацию с фейерверками докладов и конференций ни о чем. Все нацелены на результат, на цифру, на показатели.

Но обучение-то — это именно процесс, а цифра — она так, с боку.

И нынешний ЕГЭ если что действительно объективно и отражает, то только это. И потому дело не в нем совсем — хорош он там или ужасен, — а в том, как мы все к нему относимся, чего от него ждем.

Вот когда станут экзамены, какими бы они ни были и как бы ни обзывались, скучными и незаметными, но четкими и по делу, тогда можно будет и правда порадоваться.

Новости и материалы
В МИД РФ предупредили о последствиях маневров НАТО у границ России
Одесса оказалась частично обесточена после взрывов
Россиян предупредили о самых опасных осложнениях грыж
Секретная служба США приготовилась защищать Трампа в тюрьме
В Одессе произошли взрывы
Мировая премьера фильма Ивана Соснина «Пришелец» пройдет на ММКФ
В марте россияне активно покупали товары для рассады
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
В КНР назвали состав новой миссии на станцию «Тяньгун»
Названы самые популярные ноутбуки у россиян
Трамп и Байден выигрывают праймериз еще в одном штате
Все новости