Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Не приходя в сознание

В чем секрет успеха нового клипа группы «Ленинград»

«Газета.Ru» 05.05.2016, 20:15
Кадр из клипа «В Питере — пить» группы «Ленинград» «Ленинград»
Кадр из клипа «В Питере — пить» группы «Ленинград»

Чем увлечены граждане в межпраздничные дни? Стремительно набирает популярность новый клип группы «Ленинград», где героев — от офисного клерка до гаишника, от продавщицы до экскурсовода — объединяет одно желание: послать такую жизнь куда подальше. Это, конечно, не совсем патриотично, но, судя по числу просмотров, рецепт «уколоться и забыться» для многих остается главной стратегией жизни в России, которая объединяет и власть, и народ, и интеллигенцию.

За несколько дней — клип «В Питере — пить» был выложен в сеть 30 апреля — его посмотрело более 3,5 млн человек. Как часто в песнях «Ленинграда», здесь много мата и не очень много смысла в словах, но ярко и талантливо схвачено ощущение, знакомое многим, когда «все достало» и хочется только одного: послать. Начальника, присматривающего, командующего.

В общем, всех, кто достал. А вместе с ними — и такую жизнь. Послать туда, куда запрещает Роскомнадзор.

Это страстное желание на одну загульную ночь роднит и офисного клерка, которого унижает хам-начальник, и продавщицу, уставшую торговать водкой под присмотром одноклеточного братана, и водилу-мигранта, с трудом бубнящего по-русски, и рафинированную тетку из музея, с заученно мертвым придыханием бубнящую школьникам о вечных ценностях…

Конечно, такое упадничество (а заодно пропаганда наркомании и алкоголизма, в чем уже обвинили Сергея Шнурова некоторые деятели культуры) резко контрастирует с праздничным подъемом, который демонстрируют российские регионы и отдельные граждане, как будто соревнуясь, кто креативнее других встретит 9 Мая.

Но и тут некоторые оказываются столь креативны, что поневоле задумаешься: не прислушались ли они уже к воплям героев Шнурова и точно ли придумали все это на трезвую голову?

Соцсети пестрят ссылками на «победное» творчество масс — от поступивших в продажу в России георгиевских кокошников по 5 тыс. руб. за штуку до оранжево-черных карамелек «Вкус Победы», украшенных, естественно, также георгиевскими ленточками.

Чем ближе праздничный день — тем больше творческого накала. То глава Севастополя Сергей Меняйло пообещает уволить тех, кто не желает носить георгиевскую ленточку. То в Уфе начнут акцию «Помню! Горжусь! Отожмусь!», цель которой — «за один месяц собрать 1 млн 120 тыс. отжиманий». Каким образом эта «копилка отжиманий» поможет гордиться подвигом прадедов, не совсем понятно, но люди отжимаются.

Ну, тоже вариант — здоровее станут. Только вот почему это нужно делать непременно ко Дню Победы, а не в обычные дни, когда о здоровье тоже неплохо было бы подумать?..

Жителям Ненецкого автономного округа в День Победы обещают выдать по 125 граммов «блокадного хлеба», который изготовят «по особому рецепту 1941 года». «В его состав входят ржаная и овсяная мука, пшеничные отруби, темный солод, дрожжи, вода и соль», — заявил источник в окружной администрации.

Вопрос, зачем трагедию блокадников необходимо превращать в кулинарию, повисает в воздухе. Все это выглядит скорее цинизмом, а не данью памяти.

В Санкт-Петербурге свои мероприятия: конкурс, кто лучше изобразит на щеке у ребенка танк, сменяет соревнование переплыть речку на скорость, держа автомат над собой.

В сети широко обсуждается ролик с десятилетней школьницей Аней, которая якобы рисует историю войны прахом своего прадедушки. Позднее стало известно, что вместо праха использовался «синтетический заменитель», а само видео является рекламой художественного фильма. Но все равно неясно, какого эффекта пытались добиться продюсеры картины. После такого промо, где девочка пальчиком по праху рисует и зачеркивает то нацистскую свастику, то эмблему «Макдоналдса» (там, где речь идет о послевоенном голоде), особенно понимаешь подкатывающее к горлу желание клерка из клипа «Ленинграда» зайти в ближайший магазин со словами: «Водки. Самой дорогой. Две».

Может, в этом ощущении тошноты от жизни в зазеркалье и кроется успех нового клипа «Ленинграда»?

Те, кому клип понравился, наверняка примеряют его на себя. Ну а что еще остается делать человеку, который не понимает, как ему жить в стране, из которой самые умные уезжают, а не самые умные становятся большими начальниками. Где полиция боится бандитов, а народ опасается полиции. Где под разговоры о скрепах и вечных ценностях завет ветеранов «Лишь бы не было войны» в последние годы вдруг трансформировался в слоган «Можем повторить». Где «патриотами» называют себя те, кто обмотался с ног до головы георгиевской лентой, а не те, кто помогает старикам и детям, — они сегодня все чаще как раз «иностранные агенты».

Где полстраны живет, не приходя в сознание от спиртного, а другие полстраны — от пропаганды.

В Советском Союзе своеобразным гимном человека, который сходит с ума в стране лжи, была песня Высоцкого про Канатчикову дачу: «Вместо, чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться, / Вся безумная больница у экрана собралась».

Сегодня такой рецепт выживания (с поправкой на новые возможности сбежать от реальности) предлагает группа «Ленинград».

Впрочем, самим авторам клипа от реалий жизни в современной России не спрятаться, не скрыться. Несмотря на одобрение новой песни чиновниками Смольного «за популяризацию Петербурга среди туристов», некоторые деятели культуры призвали бойкотировать новое произведение Шнурова. Как пишет «Фонтанка.ru», движение «Рок-Петроград» обратилось к администраторам рок-сообществ в интернете и редакторам рок-радиостанций «остановить усиленное продвижение ролика». Дескать, «стилистика и поэтика» клипа пропагандируют «нездоровый и некультурный образ жизни».

Поразительно, но даже свободолюбивые рокеры разделились у нас сегодня на тех, кто сначала думает о Родине и пропаганде и только потом — о жизни обычного человека со всеми его грешками, пороками и желаниями.

И как тут не выпить?