Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Философия «Платона»

Смогут ли дальнобойщики переубедить чиновников

«Газета.Ru» 20.11.2015, 20:00
Валерий Матыцин/ТАСС

Развитие сюжета с системой «Платон» в скором времени покажет, что государству в сложной экономической ситуации важнее: желание как можно быстрее и проще наполнить казну, не забывая об интересах «своего» крупного бизнеса, или положение миллионов рядовых граждан, которым новый сбор ухудшает и без того не сладкую жизнь.

Ни признание терактом гибели российского самолета А321 над Синаем, ни реакция мирового сообщества на теракты в Париже, ни итоги саммита «большой двадцатки» не смогли полностью выполоть из информационного поля всероссийский скандал с началом работы системы «Платон», предназначенной для сбора денег с большегрузов за проезд по федеральным автотрассам.

Спустя неполную неделю после начала работы системы штрафы за неоплату проезда предложили существенно сократить до вступления в силу соответствующих поправок в КоАП (как показывает практика, при желании государство у нас может принять любой подобный законопроект практически моментально или, наоборот, растянуть удовольствие на годы). Бизнес-омбудсмен Борис Титов просит президента перевести систему в тестовый режим с нулевыми тарифами, а депутаты — заморозить «Платона» на три года. Видимо, резонно полагая, что за такой долгий, по нынешним бурным временам, срок о системе благополучно забудут.

Давно в России протестующие не перекрывали важных городских и федеральных трасс, как случилось на этот раз с водителями фур. А водители фур — это вам не либеральные интеллигенты на мирных митингах в Москве. Это достаточно суровые мужчины, судя по всему, готовые к решительным действиям.

Ситуация с внедрением системы «Платон» предельно наглядно показала качество принятия государственных решений, буквально влияющих на повседневную жизнь миллионов людей.

Именно миллионов — потому что водители фур перевозят товары в магазины, а потом все мы эти товары покупаем. Оператором системы сбора податей с водителей большегрузов, причем без конкурса, который первоначально собиралось провести правительство, назначили компанию «РТ-Инвест Транспортные системы» — детище госкорпорации «Ростехнологии». Систему запустили без тестового периода и сотрудничества с представителями отрасли грузоперевозок.

Похоже, цель была одна: поскорей начать собирать деньги в казну (ну и на пользу оператора), а там хоть трава не расти.

Только за первый день работы системы перевозчики заплатили 35 миллионов рублей. При этом на трассах сразу же началась полная неразбериха — все вышло из строя, сломалось, перепуталось. В некоторых регионах возникли перебои с поставками товаров. Все это и вынудило чиновников говорить о том, что штрафы нужно резко сократить, да и вообще не худо бы отложить эксплуатацию системы.

Собственно, ровно так же по «блату» и с теми же постоянными технологическими сбоями у нас в свое время вводили систему контроля за оборотом алкоголя ЕГАИС.

Но даже если отрешиться от технологического хаоса, не очень понятно, зачем вообще было вводить такой сбор. Аргумент чиновников, будто бы дальнобойщики причиняют больше ущерба дорожному покрытию и не платят за это, мягко говоря, не убеждает. Для большегрузов гораздо выше транспортный налог, а в стоимость бензина входит акциз, который как раз и отправляется в дорожные фонды. Получается, за «повреждение дорожного покрытия» владельцы грузовиков уже и так платят.

Еще больше вопросов вызывает целесообразность нового «налога» для всей экономики. Он прямо бьет по торговым сетям, только оправляющимся от нашего собственного продуктового эмбарго, и по потребителям, взвинчивая цены даже на самые элементарные продукты. Нет сомнений, что увеличивающиеся затраты денег и времени на доставку товаров будут включены в конечную цену в торговых сетях. Это решение разрушает и без того хрупкие сложившиеся бизнес-цепочки в регионах.

То есть сразу же и прямо вредит миллионам россиян: перевозчикам, продавцам и покупателям.

Неудивительно, что история с «Платоном» вызвала масштабные протесты, которым сочувствовали и другие водители. Причем дело даже не в количестве фур, перегородивших дороги, или протестующих водителей, а именно в географии — Подмосковье, Тверская область (там, увы, не обошлось без человеческих жертв), Липецк, Челябинск, Минеральные Воды, Красноярск, Дагестан… Последний раз такая география протестов отмечалась в далеком 2004 году, когда правительство решило монетизировать льготы.

Собственно, именно протесты дальнобойщиков и становятся фактически единственным шансом на корректировку или — в идеальном случае — заморозку и постепенную отмену этого явно непроработанного и неподготовленного решения. При том, что все последние протесты учителей и врачей против массовых сокращений, а также попытки с помощью сбора подписей под петицией к президенту остановить уничтожение санкционных продуктов кончались безрезультатно.

Президент на встрече с руководителем Федеральной налоговой службы и главой свежеобразованной Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса 20 ноября в очередной раз пообещал помочь бизнесу. Дескать, снизим административное давление — только платите налоги честно.

Проблема в том, что повышение налогового бремени на фоне резкого падения импорта, войны санкций и двузначной инфляции идет сегодня такими темпами, что уже и давление властей бизнесу не страшно – все равно налоги задушат. Из коровы, которая может дать 10 литров молока, 20 не выдоишь.

Новый сбор закатывает в асфальт федеральных трасс усилия того же правительства по замедлению роста цен и делает еще беднее россиян, чьи доходы с начала года и так установили абсолютный рекорд падения в ХХI веке.

Одно сомнительное государственное решение – ввести сбор для большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам – моментально показало, что гражданская активность россиян никуда не улетучилась. И что сама Россия, несмотря на грандиозные изменения во внешней политике, не слишком меняется во внутренней.