Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Гвоздика на память

Нужна ли стране еще одна «георгиевская ленточка»

«Газета.Ru» 22.06.2015, 20:37
anypics.ru

В России явно есть социальный запрос и даже мода на патриотические акции. Однако очень важно, чтобы эмблемы, которые рождаются этими акциями, не становились новыми символами раскола в обществе. Чтобы государство не использовало личную память о прошлом для создания вражды в настоящем.

22 июня, в День памяти и скорби, стартовала всероссийская акция благотворительного фонда «Память поколений», созданного по инициативе общественных ветеранских организаций. Сама идея акции выглядит симпатично и человечно. У нее очень правильный по мысли слоган: «Помнить — значит делать!» Тот, кто перечислит пожертвование в благотворительный фонд, получит виртуальную красную гвоздику либо значок в виде гвоздики. Пожертвования будут направлены на помощь ветеранам всех войн, в которых принимала участие Россия.

Гвоздика, по словам организаторов, это символ памяти и благодарности людям, рисковавшим жизнью за свою страну.

Конечно, есть вопрос, ветеранам каких войн достанется помощь. Что такое «все войны, в которых принимала участие Россия», в понимании авторов идеи? Будет ли считаться таковой, например, война в Афганистане: о воинах-«афганцах» наше общество уже стало забывать, хотя с момента окончания той войны прошло всего-то чуть больше четверти века. Будут ли помогать ветеранам войны в Чечне: ведь это была настоящая война с реальными жертвами и пострадавшими, но внутри нашей страны. Окажут ли благотворители помощь участникам войны на Украине? По российской версии, там есть только наши «добровольцы», но это не значит, что семьям получивших ранения или ставших инвалидами «ополченцев» из России не нужно помогать.

Красная гвоздика стала символом памяти о героях Великой Отечественной еще в советские времена — эти цветы традиционно дарили ветеранам на 9 Мая. В свое время у нас был даже орден Красной гвоздики: его начиная с 1918 года вручали за самоотверженность и мужество, проявленные в ходе боевых действий. Потом у государства появились другие символы, и орден Красной гоздики стал орденом Красного Знамени.

Но красная гвоздика все равно осталась неофициальным, человеческим знаком памяти. И в этом качестве благополучно пережила распад СССР — традиция дарить гвоздики ветеранам Великой Отечественной не прервалась.

Теперь красная гвоздика может стать тем, чем в свое время стал «красный мак» для западных стран, — универсальным символом жертв всех военных и гражданских вооруженных конфликтов с 1914 года. Любопытно, что

именно этот символ выбрала Украина для празднования 70-летия Победы как альтернативу георгиевской ленточке и как своеобразный знак ценностного единения с Западом.

Идея раздавать георгиевские ленточки, придуманная десять лет назад коллегами теперь уже из бывшего РИА «Новости» в память о Великой Отечественной войне, тоже еще недавно выглядела очень симпатично и человечно. Пока это оставалось добровольным делом каждого и не несло дополнительной политической нагрузки. Однако затем государство фактически приватизировало «георгиевскую ленточку», сделав ее символом патриотизма. Им, государством, понимаемого патриотизма и декларируемого его в таком виде для граждан.

Ленточка, которая сама по себе ни в чем не виновата, в результате стала едва не символом политического раскола на «крымнашистов» и «пятую колонну». И внутри России, и в соседних государствах появились люди, у которых ленточка вызывает ненависть. Носители ленточки, в свою очередь, стали обзывать противников «национал-предателями».

Призванная объединить нацию общей памятью идея стала разъединять людей и порождать волну ненависти, которой и без того с избытком.

Государственные, общественные и личные человеческие символы часто находятся друг с другом в непримиримом противоречии.

Собственно говоря, в той же свастике не было ничего предосудительного, политического и страшного до прихода Гитлера. Наоборот, у многих народов она была и остается символом Солнца, жизни, благополучия. Знаком добра. Теперь свастика запрещена во многих странах мира, включая Россию, как символ нацизма. И никому не приходит в голову вспоминать первоначальное значение свастики и требовать снять этот запрет. Ровно потому, что теперь свастика прочно ассоциируется с кровавыми преступлениями нацистского фашизма против человечности, а не с благополучием индийских граждан.

В нашей истории есть и обратный пример: как бывший государственный символ вновь постепенно становился частным. Это пятиконечная звезда, главный символ СССР. Многие из нас хранят октябрятские звездочки. В России есть телеканал «Звезда», так называются спортивные команды. Мы рисуем звезды на автомобилях, демонстрируя тем самым свой патриотизм. Но пятиконечная звезда однозначно не считается символом сегодняшней России, как и серп с молотом, которые красовались на советском гербе. Теперь их в этом качестве заменил имперский двуглавый орел. Хотя «орлов» в нашем повседневном обиходе явно меньше, чем звездочек.

И, наоборот, для многих стран бывшего СССР советская символика по-прежнему несет политическую нагрузку. Так, в странах Балтии и с недавних пор на Украине действуют законы о запрете символов советской эпохи. Запреты символики, которая ассоциируются у вновь возникших стран с прежними эпохами, стали общим местом в постсоветской истории. На этих запретах они пытаются строить новые национальные ценности.

Политизация символов неизбежна и приводит к серьезным последствиям.

Символ, который государство сегодня насаждает как обязательный, уже завтра может оказаться под запретом в собственной стране.

И об этом надо помнить, пытаясь дать людям и стране новые символы. Потому что пока у нас что ни собираем, получается «автомат Калашникова». Какое событие ни вспоминаем, все сводится к пафосу о силе государства.

А оно как будто стремится присвоить все, что ему еще не принадлежит: Бессмертный полк, ленточку, саму Победу. Сила государства пока безраздельно царствует над личной памятью и болью. Хоть «ленточка», хоть «гвоздика» всегда будут загораживать самого человека, превращаясь в знамя сильного государства.

У красной гвоздики есть все «данные», чтобы стать хорошим человеческим символом личной памяти россиян о войне. Но именно личной. Если люди с красными гвоздиками в петлицах будут призывать в телеэфире сжигать врагов или бороться с национал-предателями, красивый ни в чем не виноватый цветок запросто повторит судьбу георгиевской ленточки.

Символ — это всегда эмблема конкретных человеческих поступков. От этих поступков и зависит, как будут относиться к нашим символам люди и государства.

Этакий символ веры. Или недоверия.