Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Владимир без места

Почему нельзя игнорировать законы природы

Любопытно, что под сомнение место для установки памятника князю Владимиру поставили те же люди, которые настаивали на расположении монумента именно на обрыве Воробьевых гор и нигде более. Москва, река, гора – вот оно, сакральное место зарождения христианства. Ни Рим, ни Иерусалим, ни тем более Киев не смогут отныне считаться колыбелями мировой религии… Ошибка вышла, когда сакральность поставили выше законов природы.

На сайте Российского военно-исторического общества (РВИО) подробно изложены вехи кампании по установке памятника Крестителю Руси на Воробьевых горах. Идею предложила инициативная группа, в состав которой вошли, цитируя первоисточник: «архимандрит Тихон (Шевкунов), «Хирург» (Александр Залдастанов, «Ночные волки»), историк Алексей Новоточинов, представители искусства и науки».

РВИО, которое возглавляет министр культуры Владимир Мединский, идею поддержало, пообещав помочь со сбором «народных пожертвований» на благое дело: около 150 млн руб. на сам монумент и больше 400 млн – на укрепление склона Воробьевых гор. Тем более что народ в попечительском совете РВИО подобрался не бедный и со связями: Рогозин, Шойгу, Якунин, Вексельберг, Евтушенков и многие другие.

На конкурсе из 10 представленных проектов комиссией под председательством архимандрита Тихона был выбран проект Салавата Щербакова – князь, стоящий на постаменте высотой с четырехэтажный дом.

Выше киевского Владимира на Днепре, что, видимо, в данный исторический момент было немаловажно.

Это – самый масштабный проект из последних работ скульптора, который давно специализируется на монументальной пропаганде. Так, в прошлом году президент России с патриархом Кириллом один за другим открыли в Александровском саду два памятника авторства Щербакова – сначала патриарху Гермогену, позже – императору Александру I. Против них, правда, никто не протестовал, а вот проект святого Владимира, который по высоте обещал соперничать со шпилем МГУ, вызвал многочисленные протестные письма и петиции.

Геологи сразу напомнили про оползневую опасность смотровой площадки МГУ, философы удивились синергии храма науки и фигуры святого в одном, так сказать, ансамбле, но комиссия по монументальному искусству Мосгордумы проект одобрила без дополнительных философских и геологических изысканий. Что объяснимо в современной России, если вспомнить состав попечительского совета РВИО.

Но законы природы, в отличие от человеческих законов и общественных петиций, трудно игнорировать.

Возможно, кто-то из серьезных ученых все-таки смог достучаться до ответственных за сакральный проект, в красках описав им картину торжественного сползания Владимира в обрыв.

И встала перед глазами уважаемых членов исторического общества картина, от которой их бросило в дрожь: величественный символ, скрепа прошлого с настоящим обреченно сползает по склону. И ничто не может ее остановить – слишком тяжела. И приближается вода.

И на вопрос иностранных журналистов «Что стало с Владимиром?» всплывает из подсознания один ответ: «Он утонул».

А монумент, тем временем оказавшийся в воде, несет течением до водоотводного канала, где натыкается он на церетелевского Петра. И организуется спасательная операция по подъему Владимира из глубин московских вод, и происходит все это на глазах у тысяч жителей и гостей столицы.

И чтобы все-таки победить природу, подложившую такую свинью авторам красивой идеи, придется закатать в асфальт и бетон все Воробьевы горы, превратив их в более мощное основание для Владимира. То есть буквально забетонировать место, чтобы возвышался Владимир отныне и на века над всей Русью и озарял ее будущее.

Но, слава богу, этот сценарий, кажется, можно еще остановить, прислушавшись к доводам профессиональных экспертов и подобрав князю другое место. А заодно вынести из этой истории простой урок, что масштабы – далеко не всегда синоним величия. Тяга к гигантомании оборачивается едва не эсхатологическими последствиями и вынуждает мучительно корректировать блистательные замыслы.

Так бывает и в жизни: плохо просчитанные, продавленные властным ресурсом без опоры на опыт и законы проекты часто оборачиваются совсем не теми результатами, которых ждали и о которых громко заявляли.

История с Владимиром лишний раз напомнила всем, как важно соотносить обещания с возможностями, а планы – с ценой их реализации. Просчитывать, чем обернется то или иное действие и какие угрозы оно несет в себе изначально. Для собственной репутации, для людей, для бюджета, для природы – в общем, для общего будущего.

Новости и материалы
Самарский чиновник ответил депутату Хинштейну, обвинившему его в связи с ЛГБТ*
США призвали Европу снизить налоги на доходы от замороженных активов РФ
В небе над Белгородской областью сбили беспилотник ВСУ
В Липецкой области обнаружили обломки метеозондов
Рэпера Платину выдворят из России
В США заявили, что Зеленский не получит запрашиваемую технику
Рогов рассказал, как НАТО использует Зеленского
Зидан хочет возглавить клуб АПЛ, а не «Баварию»
Ребенок попал под машину, убегая от бродячих собак в российском городе
В США покажут спектакль по пьесе про Путина
Названы две каши для оздоровления кишечника
Названа стоимость содержания Omoda C5
«Металлург» обыграл «Локомотив» во втором матче финала Кубка Гагарина
Французский политик обвинил Запад в обеднении Франции
Haval представит новый Raptor для бездорожья
Ковальчук рассказал, сколько он будет играть в хоккей
Сербия выступила против резолюции по Сребренице на ГА ООН
В США раскритиковали Марджори Тейлор Грин, назвав ее «московской Марджори»
Все новости