Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

От 20 до 80

Читатель «Газеты.Ru» о политических вкусах российских поколений

Юрий Коновалов 15.02.2015, 12:56
Егошин. Семейный портрет. 1966 art.1september.ru
Егошин. Семейный портрет. 1966

Поводом для этого материала послужила статья Марины Ярдаевой про судьбу современных тридцатилетних «Мы так хотели кем-то стать, что стали кем попало». Читатель «Газеты.Ru» Юрий Коновалов размышляет о том, чего хотели и хотят остальные поколения в стране.

Те, кому сегодня около 80, в массе своей поддерживают коммунистов. Они уверены, что, несмотря на отдельные недостатки, Советский Союз был самым благополучным и справедливым государством. Их молодость пришлась на 1950-е годы, когда уже начали забываться ужасы войны, был разоблачен культ личности Сталина, был запущен первый искусственный спутник Земли, молодежь осваивала казахстанскую целину, в квартирах стали появляться холодильники и телевизоры и всем хотелось верить только в хорошее.

«Да, мы жили не богато, не как на Западе, — говорят они, — но у нас была вера в справедливость и надежда на лучшее будущее для наших детей».

Те, кому сегодня около 70, в массе своей поддерживают демократов. Их молодость пришлась на 1960-е годы, когда многие из них верили в неисчерпаемые возможности технического прогресса, а некоторые из них верили, что в 1980 году наступит коммунизм, но не сталинский коммунизм (один большой барак на всех и пулеметные вышки по углам), а «научный» коммунизм — с маленькими, но отдельными квартирками в «хрущобах» и с академгородками в каждом райцентре.

Идеалисты-шестидесятники пережили вторую молодость во времена перестройки (1985–1991) и второе разочарование во времена дикого капитализма 1990-х годов. Но они все равно убеждены, что «свобода лучше, чем несвобода».

Те, кому сегодня около 60, в массе своей скептики и не склонны верить никому. Их молодость пришлась на 1970-е годы — годы застоя, когда каждодневное вранье и приписки в победных рапортах стали нормой, когда уже никто ни во что не верил, партбилет в южных республиках называли «хлебной карточкой», подпольные миллионеры проворачивали за спиной старых маразматиков свои ничтожные, по нынешним масштабам, сделки и тщательно скрывали свое богатство от соседей. Большинство этих людей связывают старческий маразм советской системы с коммунистами, а преступный беспредел 1990-х — с либералами.

Они проголосовали бы за какую-нибудь «либерально-социалистическую партию», если бы такая была.

Те, кому сегодня около 50, большей частью разочарованы. Их молодость пришлась на 1980-е годы. Они поддержали перестройку. Они поддерживали все новое и передовое и надеялись, что им удастся создать социализм шведского или норвежского типа, «социализм с человеческим лицом». Многие из них удачно занимались бизнесом в начале и разорились в конце 1990-х. В лучшем положении оказались те, кто воспользовался возможностью уехать за границу. Не все они добились там успеха, но почти все они потеряны для России. Те, кто остались, хлебнув прелестей бандитского капитализма и разорившись, возлагают свои надежды на сильного лидера, который прижмет к ногтю и бандитов, и олигархов.

Этих людей очень легко обмануть, потому что они «обманываться рады».

Молодость тех, кому сегодня около 40, пришлась на «лихие 90-е», когда бандиты учились бизнесу, бизнесмены учились ботать по фене, проститутки и киллеры рассуждали о смысле жизни, университетские профессора подрабатывали сторожами и уборщицами, министры писали умные книги, а пенсионеры умирали от голода.

Те, кому удалось сохранить сколоченное в эти годы состояние, тихо и комфортабельно живут за границей, а если они разорились — пополняют ряды борцов с «коррупцией», то есть с государственными чиновниками, которые лишили их и денег, и чувства собственного достоинства. А многие из тех, кто пережил 90-е, просто пьют и радуются, что не погибли в вихре событий и не умерли голодной смертью.

Этих людей нельзя назвать разочарованными, потому что они никогда и не были «очарованы». Эти люди ни во что не верят и ни за кем не пойдут. Они полагаются только на свои силы и не ждут ни от кого никакой помощи.

Те, кому сегодня около 30, — это люди, которые не хотят ничего менять. Их молодость пришлась на первое десятилетие нового века. Они хорошо понимают, что 90-е годы уже не вернутся и возможности создать успешный бизнес у большинства из них нет и не будет. Но они ясно видят, что в прошедшие 10 лет путь к богатству и успеху лежал не через бизнес, а через государственную службу.

Многие из этих людей стали циниками и стремятся занять какую-нибудь должность не потому, что они искренне хотят помочь возрождению великой страны, а потому, что они надеются добиться богатства и самоуважения, сделав служебную карьеру.

Если ситуация изменится и госслужба станет просто работой, пусть даже с неплохой зарплатой, эти люди будут чувствовать себя обманувшимися в своих надеждах.

Те, кому сегодня около 20, родились и выросли в новой России. Для них гибель советского государства — это уже история, то есть то, что происходило еще до их появления на свет и о чем даже их родители имеют весьма смутное представление, основанное большей частью на детских и юношеских воспоминаниях. Эта молодежь понимает, что весь бизнес был «схвачен» в 1990-е, а все хлебные должности в госаппарате были «схвачены» в первые годы нового века.

На их долю не осталось ничего другого, как работать «на дядю». Потому они готовы крушить и бизнесменов, и чиновников.

Что они будут строить, им пока не ясно, но они с готовностью откликаются на призывы протестовать и бороться. В этом смысле они напоминают своих бабушек и дедушек — бунтарей-шестидесятников. Парадоксально, но факт (который еще предстоит осмыслить): многие из них тоскуют по Советскому Союзу, которого они никогда не видели...

Но всякая аналогия «хромает». Всякое обобщение не верно, когда оно применяется к тем или иным конкретным людям.

Я видел и 80-летних стариков, которые пытаются освоить компьютер, и двадцатилетних балбесов, которые ни к чему не стремятся и согласны всю жизнь прожить на нищенское пособие по безработице. Цель этой заметки не предложить готовые решения. Цель этой заметки — побудить людей всех возрастов к размышлению. Кто мы? Что у нас есть? Чего мы хотим добиться? Как нам добиться того, чего мы хотим?

Вечные вопросы. По крайней мере, радует то, что все-таки есть в современной России люди, которые думают, а не просто повторяют то, что им сказали по телевизору.