Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Пионеры от Бога

Какими видит государство детей новой формации

«Газета.Ru» 04.02.2015, 18:24
«Пионерская линейка», Михаил Аникеев, 1947 год Михаил Аникеев
«Пионерская линейка», Михаил Аникеев, 1947 год

Общественное обсуждение «Стратегии воспитания молодежи до 2025 года» открыто до конца февраля. Судя по уже поступившим предложениям, образ подростка светлого будущего пока складывается крайне противоречивым – видимо, потому, что лепят его из той самой идеологический каши, в которой варится сегодня страна.

Обсуждение открыто на портале «Российское образование». Проект «Стратегии» подготовлен по поручению Минобразования. Авторы документа — рабочая группа из 85 человек: ученых, работников образования, депутатов и сенаторов, открытых для предложений общественности. И предложения поступают.

Так, патриарх Кирилл предлагает расширить преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» практически на все школьные годы, со 2-го по 9-й классы. И, соответственно, увеличить финансирование.

Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин просит в открытом письме к российскому президенту защитить право мусульманок носить платки в образовательных учреждениях.

«Обращаюсь к вам как муфтий, как отец: встаньте на защиту наших традиционных ценностей, защитите наших дочерей и внучек — будущее нашей великой и прекрасной евразийской державы», — говорится в письме, опубликованном на сайте Совета муфтиев.

Депутат Госдумы Ирина Яровая, которую прочат в новые министры образования, считает, что молодым людям необходимо поменьше изучать иностранные языки, ибо это вредит «традиционным ценностям». И заодно требует изъять из школьной программы «ужасающую» книгу нобелевского лауреата Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

Ветераны и коммунисты, наследники тех, кто когда-то разрушал храмы по приказу власти, но с недавних пор тесно подружившиеся с РПЦ, предлагают вернуть в школы пионеров и октябрят, потому что детей нужно как-то организовывать.

Комплекс ГТО в школы уже вернули. Министерство обороны предлагает возвратить и уроки начальной военной подготовки.

Образ правильно воспитанного подростка новой российской формации получается, мягко говоря, противоречивым.

В красном пионерском галстуке, с автоматом Калашникова в одной руке (на уроках НВП) и Библией или Кораном – в другой (на уроках основ религии).

У любой воспитательной стратегии, которую пытается сочинить государство, подладив ее под живую жизнь, есть две ключевые проблемы. Первая – формальная. Для чиновников это может стать просто программой по освоения бюджетных денег. Причем изначально абстрактной, ведь проверить эффективность «воспитания патриотов» практически невозможно. Да и срок до 2025 года гарантирует, что до этого времени и само государство, вероятно, забудет, что принимало такую стратегию.

Вторая проблема – содержательная. Всякая стратегия подобного рода должна основываться на неких понятных ценностях, которые искренне разделяют граждане. У нас таких ценностей пока нет. То, что мы называем «традиционными ценностями», по сути, сводится к союзу мужчины только с женщиной и только для рождения детей в крепкой семье. Плюс безоглядная любовь к Родине, которая в случае чего искусно подменяется любовью к начальству. А оно у нас (тут-то и пригодится Закон Божий в школьной программе) – от Бога. Вот и получается, что

набор идей для будущей «Стратегии воспитания молодежи» – очевидный результат той идеологической каши, которая царит в наших головах.

Дети вторичны, пока смыслы ищут взрослые.

В США и Европе образовательные программы сознательно направлены на формирование свободолюбивой личности. Вырастут – сами решат, во что верить. Там дети вытворяют, что хотят -— в хорошем смысле. В плохом, кстати, тоже — достаточно вспомнить многочисленные случаи стрельбы в американских школах. Но такие случаи бывали и в российских школах. И связано это не столько с государственными стратегиями воспитания, сколько с индивидуальными особенностями подростковой психики.

Современной России воспитание свободных граждан, для которых личное развитие и самовыражение важнее государственных интересов, видимо, не подходит.

Куда удобнее делать из детей универсальные колесики и винтики, которые будут легко встраиваться в государственную машину. Не творческих личностей, а серых исполнителей. Которым точно незачем изучать иностранные языки (только если идти в разведчики) и проявлять свободомыслие.

Любое государство выбирает один из двух путей: либо ценности рождаются внутри нации, и последующие поколения их разделяют, уточняют, адаптируют к новым реалиям жизни, либо — насаждаются каленым железом: авторитарными органами и жесткой пропагандой.

В первом случае нация — через свои институты, социальных активистов и политиков — воплощает эти ценности в каждодневные решения и поддерживает их, во втором — заставляет граждан разделять их внешне, но не внутренне. Они как бы перестают касаться повседневной жизни людей, становясь поверхностной пеной, требуемой для карьерного продвижения и демонстрации лояльности.

И то и другое может работать довольно долго. Вопрос в том, что происходит со страной, нацией и самими ценностями, когда обстоятельства меняются и речь идет о выживании — иногда просто идеологии, а иногда и миллионов людей. Вот

на таких точках разрыва и происходит истинная проверка смыслов: насколько они глубинны, осознанны или могут быть смыты первой волной изменившихся обстоятельств.

Государству, особенно в кризис, куда важнее на деле помогать молодым семьям, чем тратить средства на сочинение универсального документа для воспитания «правильных граждан». Тем более что попытка создать такой конвейер воспитания в СССР, что бы там ни говорили про преимущества возвращенного ГТО и кружков во Дворцах пионеров, провалилась.

Государство «правильных граждан новой формации» — советских людей — не просуществовало и 80 лет. Или все же не только просуществовало, но и существует до сих пор, судя по последним идеям и заявлениям? Может, оно вовсе и не кончалось, и нам лишь показалось на время, что машина насаждаемого сверху пафоса сломалась безвозвратно.