Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Школа в миноре

Владимир Овчинников о том, как чиновники решили облегчить жизнь юным музыкантам

В Центральную музыкальную школу при Московской консерватории передали письмо из Минобразования. В нем предложено утвердить новый образовательный стандарт, по которому учить детей музыке можно будет только с 5-го класса, а не с 1-го, как сейчас. Директор ЦМШ Владимир Овчинников уверен, что это погубит и ЦМШ, и Гнесинскую одиннадцатилетку, и им подобные уникальные учебные заведения.

— Почему погубит?

— Ребенок формируется до семи лет, потом, например, будет поздно ставить руку. Получив это письмо, я тут же созвал совет нашей школы, который единогласно проголосовал против принятия нового стандарта. После этого встретился с ректором Московской консерватории Александром Соколовым, который посоветовал срочно отправить письмо в Совет Федерации. Когда мы его писали, я обзвонил школы-«побратимы», директора которых единодушно под ним подписались. Всем нам очевидно, что профессиональное образование должно существовать в наших школах с 1-го класса. Кстати, у нас еще два года предшкольной подготовки.

— В 2010 году я была на парламентских слушаниях в Госдуме, где обсуждался вариант стандарта, предписывавший начинать профессиональное образование с 15 (!) лет. Против таких стандартов особенно активно протестовали танцовщик Николай Цискаридзе и пианист Николай Петров. В итоге в стандартах, принятых 17 января 2011 года, возраст начала профессионального обучения был оставлен на уровне 1-го класса. Сегодня, получается, их вновь пересматривают?

— Совершенно верно.

Для того чтобы выучить музыкальную пьесу, нужны попа-часы, как говорил Николай Петров.

Я уже не говорю о том, что все дети в раннем возрасте хотя бы в течение года-двух должны знакомиться с музыкой. Они в это время глубже чувствуют и лучше слышат. Потом время будет упущено. Кстати, в бессрочной лицензии ЦМШ написано, что нормативный срок освоения наших программ — 10 лет 10 месяцев. Так мы жили 80 лет. И в советское время нас очень поддерживали. Когда началась война, нашу школу перевезли в эвакуацию в Пензу, выдавали учителям и детям талоны на питание. В полной разрухе продолжали уделять будущим музыкантам повышенное внимание. А сейчас мы почему-то, как нам говорят, должны дотягиваться до уровня Европы. Это Европа должна до нас дотягиваться.

Когда я пришел в школу, пригласил выдающегося пианиста Владимира Фельцмана, который в свое время уехал за границу. Так вот, по его признанию, первое, что он хотел бы сделать там, — создать школу, как ЦМШ. Он даже нашел спонсоров. Но государство ему не разрешило: по их мнению, это насилие над личностью ребенка, дескать, у них не будет детства.

Существование школ, подобных нашей, — предмет зависти всех зарубежных коллег.

У них не получается сочетать профессиональное и общее образование. А у нас это происходит в рамках одного учебного заведения.

-— Вам как-то объяснили резоны такого решения?

— С нами вообще никто ничего не обсуждал. А письмо из Минобразования упреждающе переслал один добрый человек. Если бы не он, нас бы просто поставили перед фактом. Мы, видите ли, не вписываемся в какие-то законы. Как бы я мечтал, чтобы нас просто оставили в покое.

— В новом законе «Об образовании» с трудом добились слов о «непрерывном образовании в сфере искусства». То есть речь идет о непрерывности начиная с 1-го класса до Консерватории. Правда, при этом из закона исчезло понятие «начальное образование». Музыканты предложили назвать начальное образование «базовым» профессиональным, но этого не произошло. Может быть, дело просто в неточных формулировках? Так вы будете набирать в этом году детей в 1-й класс?

— Конечно, будем. А что касается неточных законов и формулировок, то нельзя же их постоянно менять. Весной этого года Министерство культуры вдруг заявило, что мы имеем право принимать детей только в 1-й класс. Хотя обычно мы добираем одаренных детей из других школ и других регионов и в более старшие классы: и Мацуев, и Спиваков поступили в ЦМШ в 6-й, 7-й классы. Это было приоритетом нашей школы: нам выделяли средства, педагоги ездили по стране и отыскивали талантливых детей.

Сейчас мы делаем по-другому: сами организуем конкурс по разным специальностям.

В этом году был конкурс духовиков, в следующем будет — струнников, потом — пианистов. Чтобы иметь возможность приглашать в нашу школу лучших.

Сейчас пройдет конкурс «Щелкунчик», и лауреаты первых премий смогут без экзамена поступить в нашу школу. У нас есть интернат для детей с 11–12 лет. Мы просто обязаны иметь возможность принимать детей в любой класс. И, конечно же, обучать будущих музыкантов с 1-го класса. Разрушить можно все очень быстро. А вот построить…

— Сколько детей вы принимаете ежегодно?

— В прошлом году приняли 44 человека, а в этом нам снизили цифры приема, и мы смогли взять всего 25. То есть, например, в 5-й класс ребенок может поступить, если только кого-то выгонят.

— У школы имени Гнесиных те же проблемы?

— Те же. Только Гнесинка относится к Москве, а мы — федералы.

— А кому подчиняется ЦМШ — Министерству культуры или образования?

— Учредителем является Министерство культуры.

— Так почему Минобразования вмешивается в творческий стандарт, решая, сколько лет надо учить профессионального музыканта?

— Министерство образования утверждает образовательные стандарты. Если Минобр говорит, что должно быть пять часов в неделю математики, мы не можем сделать четыре или три. Хотя наши дети, при определенной программе, могут те же знания получить не за пять часов, а за три. Но мы обязаны соответствовать закону. Или если наши ребята талантливы в раннем детстве, нам не нужны четыре года начальной школы, достаточно трех. Но Минобр указывает, что младшеклассники должны учиться четыре года. Зато в 9-м, 10-м, 11-м классе, когда для наших ребят важнее профессиональное становление, мы должны давать им много математики, физики, химии.

— Как объяснил проректор Московской консерватории Александр Бондурянский, Минобразования должно согласовывать творческие вопросы с отраслевым министерством — в вашем случае Минкультуры. И если Минкульт не возразил против представленного стандарта коллег из Минобра, значит, он его согласовал. Каким может быть выход из этой ситуации?

— Надо выделить эти 8–10 школ в отдельный сектор музыкального образования, придав им статус национального достояния. Может быть, даже подчинив их непосредственно президенту или премьер-министру.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

Новости и материалы
Одесса оказалась частично обесточена после взрывов
Россиян предупредили о самых опасных осложнениях грыж
Секретная служба США приготовилась защищать Трампа в тюрьме
В Одессе произошли взрывы
Мировая премьера фильма Ивана Соснина «Пришелец» пройдет на ММКФ
В марте россияне активно покупали товары для рассады
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
В КНР назвали состав новой миссии на станцию «Тяньгун»
Названы самые популярные ноутбуки у россиян
Трамп и Байден выигрывают праймериз еще в одном штате
В «Лаборатории Касперского» предупредили о главной в этом году цели хакеров
Все новости