Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Закрутить винтики

Почему государство не дорожит малым бизнесом

«Газета.Ru» 18.11.2014, 17:54
Николь Айзенман. Психологическая адаптация Wikimedia Commons
Николь Айзенман. Психологическая адаптация

Одобрит ли Госдума нашумевшие сборы с малого бизнеса или нет, особой роли не играет. Почти неизбежно вскоре появится новая подобная инициатива: денег у регионов больше не станет, а майские указы президента выполнять надо. Тот факт, что государство уничтожает остатки доверия к себе со стороны бизнеса, уже никого не волнует, потому что никто и не думает о завтрашнем дне.

Как ожидается, в ближайшее время Госдума примет поправки к Налоговому кодексу, дающие регионам право вводить дополнительные сборы для малого бизнеса. Первоначально предлагалось обложить ими 22 вида предпринимательской деятельности, но после протестов бизнес-сообщества решили ограничиться торговлей.

Предпринимательские организации ожидаемо встретили эту инициативу в штыки. Их аргументы просты: любые новые налоги убивают малый бизнес, который и без того дышит на ладан.

За примерами далеко ходить не стоит — так уже было в прошлом году, когда повышение страховых выплат для индивидуальных предпринимателей привело к закрытию нескольких сотен тысяч ИП. Будет ли и в этом случае происходить массовая ликвидация предприятий и уход бизнеса в тень, пока непонятно. Но даже вариант «лайт» ничего хорошего не несет — расходы на новые сборы приведут к значительному росту цен, поскольку будут включены в стоимость товаров и услуг.

«Налоги повышаться не будут!» Этот позитивный для бизнеса тезис неоднократно произносится первыми лицами страны. Но на деле государство постоянно демонстрирует полное пренебрежение интересами малого бизнеса (те крохи с барского стола, которые идут сейчас на его развитие, нельзя воспринимать серьезно).

Основной интерес чиновников сегодня сосредоточен в сфере крупных корпораций, которые дают основные поступления в бюджет и являются крупнейшими работодателями в стране.

Безусловно, во многом это тяжелое «советское наследие». В СССР в принципе невозможно было частное предпринимательство, оно де-юре было уголовно наказуемо. Кооперативное движение конца восьмидесятых годов прошлого века в силу разных причин не смогло создать класс бизнесменов, умеющих работать в рыночной экономике и готовых генерировать и продвигать новые проекты. А «лихие девяностые» в народном сознании вновь превратили предпринимателей в жуликов и воров.

Казалось бы, именно сегодня, когда резервы роста за счет сырьевого экспорта исчерпаны, властям крайне необходимо проводить «пропредпринимательскую» политику, создавать для бизнеса комфортные условия и отказываться от всяческого рода дискриминационных шагов.

Но все делается ровно наоборот. Чиновники раз разом предпочитают выполнять локальные задачи, главная из которых — не потерять собственные кресла. Поэтому и приходится изыскивать самые разные уловки, чтобы удовлетворить начальство, а не решать действительно важные проблемы.

Сегодня основная головная боль министров и губернаторов — это выполнение майских указов президента. Денег на их полную реализацию (особенно в части повышения зарплат врачам и учителям) в региональных бюджетах нет. Все это знают, но поставленные задачи никто не отменяет и не корректирует. Возникает вопрос: где взять деньги?

В ответ одна за другой появляются налоговые инициативы, которые вроде как и не повышают фискальную нагрузку на федеральном уровне (налоги же повышать нельзя), но вводят новые сборы на уровне регионов. Например, со следующего года уже начинает действовать новый налог на имущество. А вот налог с продаж ввести не удалось, в том числе из-за его «федерального» статуса. Москва путем такого примитивного маневра перекладывает ответственность на субъекты Федерации. Правда, бизнесу от этого не легче, ведь налоговая нагрузка все равно возрастает.

Надо ли ее в принципе повышать? Конечно нет. В федеральном бюджете достаточно статей, которые можно было бы перераспределить в ту или иную сторону. Да и вообще бюджет пока профицитный (1,1 трлн по итогам десяти месяцев этого года), а в Резервном фонде накоплено свыше 3 трлн руб. На крайний случай можно сформировать дефицит бюджета в 1–2% (это, в частности, предлагал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев) или скорректировать пресловутое бюджетное правило.

В этой логике, примет ли Госдума предлагаемые поправки к Налоговому кодексу по малому бизнесу или нет, особой роли не играет. Почти со стопроцентной вероятностью завтра появится новая подобная инициатива, ведь денег у регионов больше не станет, а указы надо выполнять.

Тот факт, что тем самым государство собственными руками уничтожает остатки доверия к себе со стороны бизнеса, кажется, уже никого не волнует.

В значительной степени такой подход выглядит как своеобразный приговор перспективам гражданского общества в стране, потому что личное развитие в таком контексте становится крайне сложным. Де-факто выстраивается четкая система, в которой, пользуясь старыми терминами, человек — это винтик в большой государственной машине. А винтикам не нужны такие вещи, как личная инициатива и ориентация на успех.

Их достаточно немного кормить и вовремя включать телевизор.