На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Деньги на Родину

Как напугать бизнес и остановить приток инвестиций в страну

В Госдуму представителями всех фракций внесен законопроект по деофшоризации — «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний» (КИК). Проект закона идет сразу в двух трендах: общемировом — в сентябре G20 подготовила план по борьбе с уходом от налогов через офшоры — и в специфическом российском — борьба с офшорами сопровождается повышением налогового бремени и падением объема инвестиций.

Сама тема деофшоризации стала для российских властей доминантной — первое лицо уже давно требовало конкретных мер. Теперь законодателям есть что предъявить: «контролирующее лицо» «контролируемых иностранных компаний» будет обязано извещать налоговые органы о своем участии в капитале КИК и декларировать прибыль. Иначе — серьезные штрафы.

Бизнесмены, включая даже влиятельный РСПП, жаловались, что с ними не советовались по поводу нюансов антиофшорного закона. Многие публичные фигуры поспешили сразу «криминализировать», драматизировать и политизировать законопроект. Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов заявил: «Пора от разговоров переходить к действиям. Против России введены санкции, а через офшоры выводятся государственные деньги». Депутат Ирина Яровая прямо сообщила, что закон принимается в интересах национальной безопасности и суверенитета. КПРФ отделалась фразой из вокабуляра газеты «Правда»: заразу, мол, надо выжигать каленым железом.

Можно, конечно, что-то там выжечь каленым железом и заранее считать «оптимизированные» бизнесом деньги государственными (что означает презумпцию виновности предпринимателей). И даже полагать, что офшоры созданы, чтобы разрушить суверенитет страны. Только серьезных денег от дополнительного контроля, возможно и необходимого, бюджет едва ли получит. А уж экономический рост и вовсе может уйти в минус: он как раз и делается частными компаниями.

Если задавленные налогами частные компании не работают — роста не будет. Простая политэкономия.

Офшоры сами по себе — не отмычка, не инструмент преступника.

А именно такое отношение вырабатывается к ним в России. Да еще с душком нехорошей иностранщины: налоговые гавани приравниваются по своему подрывному эффекту к санкциям против страны. Мало того что кругом «иностранные агенты», так еще и «контролируемые иностранные компании» забирают деньги у простых тружеников. К тому же получается, что не только преступная деятельность, осуществляемая с помощью офшоров, плоха — с этим спорить невозможно, но и просто офшоры по самому факту своего существования преступны.

Уходят в офшоры далеко не всегда потому, что хотят увести деньги, скрыть истинного владельца компании или уйти от налогов. Уходят из нестабильной юрисдикции в стабильную. Уходят из зоны с игрой без правил в зону, где правила существуют.

Немалую роль играет и возможность защитить свое право частной собственности. Для судебных разбирательств российский бизнес предпочитает иностранные суды: просто решение там будет основано на правилах, а не на усмотрении.

Деньги возвращаются в страну и приходят в бюджет не потому, что их насильственно, «в кандалах», приводят туда, а потому, что в стране — нормальный, дружелюбный для бизнеса инвестиционный климат. Как писал Адам Смит, «мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Ни мира (гонка санкций), ни легких налогов (их ощутимое повышение), ни тем более терпимости в управлении (запретительное законодательство) у нас нет.

В результате к деофшоризации больше вопросов, чем к офшорам.

Власти снова «кошмарят бизнес», и совсем не вовремя — получается своеобразный кикбоксинг, когда предпринимательское сообщество даже не способно ответить, потому что у него ничего и не спрашивают. Эффект усугубляется угрозой повышения налогового бремени.

Зачем тогда, спрашивается, проводить инвестфорумы, консультативные советы? Да, деофшоризацию осуществляют и на Западе, но не считают предпринимателей априори преступниками, не «выжигают каленым железом», а борются с самими налоговыми преступлениями.

Стоять в очереди за госденьгами в ФНБ — поощряемое поведение, а попытки оптимизировать бизнес, чтобы развиваться, — преступное? Направлять деньги не туда, куда надо рынку и потребителям, а туда, куда выгодно госкапиталистам, — хорошая политика, а наращивать частные инвестиции — плохая?

Кажется, все в российской экономике перевернуто с ног на голову. Включая причины ухода бизнеса в офшоры и следствия его ухода. Сначала хороший инвестклимат — потом возвращение из офшоров. А не сначала насильственное возвращение денег, а потом — расходный золотой дождь.

Новости и материалы
В Швеции состоялся неонацистский марш
Покупательница квартиры Долиной не поверила ее словам про деньги
Президент Бенина обратился к нации на фоне мятежа
На орбиту успешно выведены 28 спутников Starlink
Библиотеку Лувра затопило грязной водой, пострадали сотни документов
На Украине могут прекратить полномочия набсоветов энергетических компаний
Telegram внедрил Passkey для авторизации на iOS и Android
Войска стран ЭКОВАС будут размещены в Бенине
Автомобиль упал в реку в Санкт-Петербурге
Регионы России подверглись атаке 17 БПЛА
Футболист ЦСКА обвинил игрока «Краснодара» в провокациях
Нидерландские истребители экстренно взлетели для перехвата неопознанного беспилотника
В Германии обсуждают переименование улиц с советскими названиями
Россиянам напомнили о нюансах режима тишины в новогодние праздники
Шеф Пенгатона заявил об отказе США от идеалистической внешней политики
Футболиста ЦСКА обвинили в расизме
В Белоруссии рассказали, в чьих руках находится урегулирование на Украине
В Венгрии обвинили главу ЕК в махинациях с вакцинами против COVID-19
Все новости