Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Экономика догм

Академик Абел Аганбегян о том, почему правительство и Центробанк не слушают президента

Все более сильное негативное влияние на экономический рост России начали оказывать санкции в связи с присоединением Крыма и событиями на Украине. Казалось бы, в этих условиях особенно важно усилить стимулы экономического роста, повернуться лицом к инвестициям, но ничего этого мы не видим.

Далеко не всегда приверженность к постоянству, к вырабатываемой традиции похвальна, особенно в экономике. Отсутствие гибкости в экономической политике и приверженность догмам имеют все более очевидные последствия для социально-экономического развития нашей страны. Надо учитывать тот факт, что после глобального мирового кризиса 2008–2009 годов произошли коренные изменения условий социально-экономического развития, в том числе и в России.

Мировая экономика стала волатильной, изменения во многом носят турбулентный характер. Особенно это относится к российской экономике, которая до кризиса в течение 10 лет демонстрировала наивысшие темпы роста, благодаря чему основные экономические и социальные показатели почти удвоились. Однако, с другой стороны, из всех стран G20 кризис в России оказался более глубоким. Темпы роста в последние два года резко сократились, началась стагнация, которая в 2014 году переросла в стагфляцию с элементами рецессии.

В этих меняющихся условиях нужна особая гибкость в экономической политике и серьезная адаптация к новым условиям. К сожалению, такого опыта у нашей страны нет.

Упрямством вымощена дорога в ад. Кризис 1998 года

Упрямство и приверженность догме уже однажды привели нашу страну к дефолту почти на пустом месте — это произошло в 1998 году, когда правительство хотело любой ценой сохранить курс рубля по отношению к доллару на недопустимо низком уровне (6 руб. 20 коп.).

Тогда мы тоже наблюдали изменение условий из-за последствий финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии, где обвалились фондовые рынки, и возросших экономических рисков в России, вызванных непринятием бюджета на 1998 год и политическими распрями между Думой, с одной стороны, и президентом и правительством, с другой. Иностранные инвесторы, которые до этого, в других условиях, сильно вложились в выгодные для них краткосрочные ценные бумаги нашего государства, начали массово продавать их за рубли, а рубли менять на доллары. Долларов не хватило, хотя было израсходовано более половины имеющихся золотовалютных резервов (14 млрд из 24 млрд долл.), вся бюджетная валюта и даже новые займы, которые на этот случай предоставил России МВФ.

Правительство, оставшееся совсем без валюты, но в то же время не желающее менять валютный курс, в августе 1998 года объявило государственный дефолт.

События развивались постепенно с конца 1997 года, когда можно было подправить курс — например, платить за доллар 9 руб. Можно было поправить ситуацию в январе, когда резко скакнул спрос на валюту, наконец, и даже в мае, когда спрос на валюту начал катастрофически расти. Но ни правительство, ни Центральный банк не хотели даже обсуждать эту проблему, будучи уверенными в правильности и неизменности существующего курса.

Результат: после объявления дефолта, уже к концу 1998 года, доллар подорожал вчетверо, до 25 руб. Соответственно, повысились цены на импортные товары. За ними стали повышаться внутренние цены, выросшие в течение года на 82% и добавившие еще 37% в 1999 году. Произошло катастрофическое снижение реальных доходов населения за эти два года — на 27%. Обесценились вклады в рублях. Все крупнейшие коммерческие банки страны, кроме Альфа-банка, обанкротились — Инкомбанк, «Менатеп», Онэксим-банк, «Империал», Мост-банк, Мосбизнесбанк, Автобанк. Миллионы вкладчиков и сотни тысяч предприятий и организаций, депозиты которых содержались в этих банках, остались без денег. Населению значительную часть потерянных средств государство, правда, вернуло.

Все экономические показатели сократились на 5–7%, безработица выросла до наивысшего в истории страны уровня, перевалив за 11 млн человек. И все это произошло в условиях, когда подавляющая часть стран продолжала спокойное развитие — скажем, тот же Казахстан.

2014 год — история повторяется

И вот сейчас история повторяется. Условия изменились, а бюджетная политика Минфина, денежно-кредитная политика Центрального банка по-прежнему ориентированы на старые догмы. В результате опять-таки на пустом месте темпы роста экономики резко пошли вниз — с 5,1% и 4,9% в четвертом квартале 2011 года и первом квартале 2012 года до 1,3% в 2013 году и 1% в первом полугодии 2014 года. И это после хорошего и быстрого восстановления, которое показал ВВП после глубокого кризиса к 2012 году со среднегодовым ростом ВВП свыше 4%.

Если в 2010–2012 годах инвестиции в основной капитал ежегодно росли на 6–7% в год, то в 2013 году они стагнировали, а в 2014-м начали заметно сокращаться. А ведь инвестиции — это вложения в будущее, так что происходящий их спад еще аукнется в снижении социально-экономического роста в последующие годы. Стала сокращаться внешнеэкономическая деятельность.

И впервые за последние 15 лет в первом полугодии 2014 года сократились реальные доходы населения, которые не снижались даже в кризис 2009 года.

Сильно снизился объем строительства, производство машин и оборудования, резко сократилась прибыльность предприятий и организаций страны, значительно возросли убытки и число убыточных предприятий и организаций. И все это происходит при благоприятных для страны высоких ценах на нефть и газ, при неплохих общемировых экономических показателях и в целом при улучшении в последний год экономического положения развитых стран мира, в том числе Западной Европы, Великобритании и Японии, где кризис и сопутствующие события оказались особенно тяжелыми.

И это не говоря о развивающихся странах, которые все это время в среднем обеспечивают экономический рост в 5–6% в год, несмотря на переход Китая от сверхвысоких (в 13%) в год к просто высоким темпам роста ВВП (7,5%) и переход Индии с высоких на средние темпы роста ВВП. Казахстан устойчиво демонстрирует тоже экономический рост на уровне 5–6%.

Успех развитых стран в выходе из кризиса и переходе к оживлению и экономическому росту во многом связан с гибкой адаптивной политикой — установлением предельно низких кредитных ставок на инвестиции, мягкой бюджетной политикой со значительным дефицитом бюджета, который покрывается долгосрочными ценными бумагами.

Экономическая политика российских министерств и ведомств — прямо противоположная.

Это жесткая бюджетная политика с попыткой за счет урезания расходов наиболее эффективных сфер и отраслей поддержать профицит бюджета на протяжении первых трех кварталов года и в целом сбалансированный бюджет за год, не допускающий дефицита более 1% ВВП.

При этом огромные золотовалютные резервы страны, в 3–5 раз превышающие резервы отдельных развитых стран мира (кроме Японии), не вовлекаются в экономический оборот, кроме части средств Фонда национального благосостояния, и практически не приносят дохода государству, а частично даже обесцениваются из-за довольно высокой инфляции внутри страны.

Еще хуже политика Центрального банка. Он совсем не использует быстрорастущие активы банковской системы для целей развития страны. Доля инвестиционных кредитов в объеме банковских активов и в составе инвестиций России попросту сокращается, и из 55 трлн руб. банковских активов на 1 января 2014 года инвестиционные средства составили менее 2% — около 1 трлн руб. В составе инвестиций инвестиционный кредит отечественных банков едва достигает 7%.

Такого практически нет среди других рыночных стран мира. Самый низкий удельный вес инвестиционного кредита — в Китае: 20% среди всех инвестиций. В Германии этот показатель — 33%, а в США — 52%. Сосредоточив все усилия на снижении инфляции путем сдерживания ликвидности банков, предприятий и организаций, в том числе путем повышения процента ключевой ставки: сначала с 5 до 7,5 и, наконец, недавно — с 7,5 до 8. И все это в условиях стагнации и перехода от стагнации к стагфляции с элементами рецессии, ЦБ, естественно, значительно затормозил экономический рост. При этом инфляция только ускорилась. Среднегодовой индекс инфляции (роста потребительских цен) с 5,1% в 2012 году повысился до 6,8% в 2013-м и до 7,6% в прошедшие месяцы 2014 года.

Не слушают Путина

Все более сильное негативное влияние на экономический рост в России с марта 2014 года начали оказывать санкции против России в связи с присоединением Крыма и событиями на Украине. Казалось бы, в этих условиях особенно важно усилить стимулы экономического роста, повернуться лицом к инвестициям, но ничего этого мы не видим.

Напротив, в проекте бюджета на 2015 год, в его проектировках на 2016–2017 годы доля инвестиций в бюджетной сфере сокращается. Среди всех инвестиций эта доля по расширенному консолидированному бюджету России едва достигает 23%, в то время как сам этот бюджет составляет около 37% ВВП страны.

Чтобы преодолеть стагнацию и ускорить социально-экономическое развитие, России нужна принципиально другая экономическая политика, которая будет учитывать изменившиеся условия.

Ее основы, на мой взгляд, изложил Владимир Путин в своем программном выступлении на Петербургском международном экономическом форуме. Он выдвинул задачу стимулирования экономического роста и перехода к форсированному увеличению инвестиций для осуществления технологической революции в России. Поставлена задача обеспечить предприятиям широкий доступ к дешевым инвестиционным ресурсам, установить процентную ставку за кредит для конечного получателя кредита — предприятия — в размере инфляции плюс 1%. Особое внимание было предложено уделить проектному финансированию. Намечено освободить от налогов капитальные вложения в создание новых предприятий, ввести механизм стимулирования для импортозамещения, для ежегодного увеличения экспорта неэнергетических товаров не ниже 6-процентного роста в год, для предприятий и организаций, осуществляющих крупное технологическое перевооружение на базе новой техники и др.

Однако прошло уже более двух месяцев после выступления и поручений правительству, министерствам и ведомствам, но стремления выполнить указания президента не видно. Проект бюджета, внесенный Минфином в Думу, совершенно не учитывает эти предложения и даже не содержит резервов на осуществление технологического обновления, о которых упомянул президент.

Более того, уже после выступления Путина Центральный банк еще раз повысил ключевую ставку с 7,5 до 8%, что не удешевляет, а удорожает инвестиционные кредиты для предприятий, не стимулирует, а дестимулирует экономический рост. Жесткие экономические догмы все сильнее сковывают развитие страны. Не пора ли наконец повернуться лицом к реальности?

Автор - профессор РАНХиГС

Новости и материалы
Полиция Польши задержала десять мародеров
Бывшие сотрудники компании Oracle попросили власти РФ не лишать их премий
Европа сообщила о готовности к зиме без российского газа
Мэр Ялты Павленко покинула свой пост
В Евросоюзе назвали сроки вступления Украины в ЕС
«Била сковородой, прижигала руки»: россиянка предстанет перед судом за истязание дочери
Маг Кашпировский напал на журналистов
Россиянам назвали смартфоны с лучшим качеством связи
Получивший тяжелую травму головы Кузьмин спецбортом доставлен в Москву
Назван гонорар Григория Лепса
Российские ученые создали бактерии, которые ярко светятся при загрязнении воды
Адвокаты Бакальчука назвали инцидент со стрельбой провокацией
Пленный офицер ВСУ рассказал, как российские солдаты спасли его от суицида
Депутат Рады Безуглая объяснила свой переход в комитет по внешней политике
ВСУ бросили немецкие танки на прорыв в Курской области
Врач рассказал, как избавиться от послеобеденной усталости
ВС России уничтожили две гаубицы М777 ВСУ
Boeing решил принять крайние меры из-за забастовки профсоюза механиков
Все новости