Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

В бой идут налоги

Выбор между либерализацией и мобилизацией российской экономики, кажется, сделан

«Газета.Ru» 01.08.2014, 17:38
ИТАР-ТАСС

Возвращение в Россию налога с продаж, которое предварительно одобрил президент, можно считать подтверждением того, что экономика страны переживает не лучшие времена. Достаточно вспомнить, что раньше этот налог вводили в 1991-м на волне краха СССР и в кризисном 1998-м. Примечательно, что в это же время на Украине Рада одобрила введение военного налога в размере 1,5% от суммы доходов граждан — это вдвое меньше нашего «мирного» налога с продаж.

Решение ввести налог с продаж в размере 3% принял Владимир Путин по итогам совещания с правительством, сообщила газета «Ведомости». Повышение налоговой нагрузки на граждан, скорее всего, произошло бы и без международных санкций, но теперь правительству приходится закладываться еще и на внешнеполитические финансовые потери.

На финальной стадии дискуссий в правительстве и администрации президента обсуждались два варианта косвенных налогов с населения и компаний: дать регионам право ввести налог с продаж в размере 3% или повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%.

Против возвращения налога с продаж, отмененного 11 лет назад, выступали министерства финансов и экономического развития — к слову, довольно редко занимающие солидарную позицию.

Их возражения сводились к тому, что этот налог собирается гораздо хуже, чем НДС. Он не решит проблемы пополнения федерального бюджета и почти наверняка, тем более при наличии санкций, обнулит экономический рост в стране.

Главный лоббист идеи возвращения налога с продаж, помощник президента по экономике Андрей Белоусов настаивал на том, что нет другого способа хоть как-то пополнить стремительно пустеющие региональные бюджеты. В 2013 году по сравнению с 2012-м совокупный дефицит региональных бюджетов, по данным Минфина, вырос в 2,2 раза, сборы налога на прибыль упали на 13%, долги регионов увеличились почти на треть. А расходы на их обслуживание – на 22%. В России осталось только шесть регионов из 83, которые способны покрыть свои расходы доходами.

Налог с продаж менее выгоден бюджету, чем повышение НДС. По расчетам правительства, в следующие три года, начиная с 2015-го, он принесет казне 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд руб. соответственно, а увеличение НДС на 2% – около 500 млрд руб. в одном только 2015 году. Но главное отличие этих налогов в том, что НДС зачисляется в федеральный бюджет, а налог с продаж – в региональные.

Пока же власти, видимо, склоняются к тому, что лучше спасать региональные бюджеты напрямую в ущерб экономическому росту, перспективы которого в России на известном политическом фоне и без того туманны.

Сама история налога с продаж в России показательна. В прошлые разы его вводили в критические моменты российской истории – в 1991 и 1998 годах. В своей первой инкарнации налог просуществовал только год – правительство Егора Гайдара отменило его в 1992-м, большинство предприятий на фоне практически полного развала экономики налог просто не платили, а способов заставить платить у государства тогда практически не было.

Второй раз налог, введенный в 1998-м, просуществовал дольше – до 2004 года. Но тоже был лидером по плохой собираемости. К тому же дважды за это время, в 2001 и 2003 годах, Конституционный суд признавал его неконституционным, поскольку вместе с параллельным существованием НДС получалось двойное налогообложение. Правда, сейчас формальных правовых препятствий для возвращения налога с продаж не существует – решения КС по старым законам не распространяются на новые.

Фактически в сегодняшней ситуации налог с продаж выглядит как спасательный круг, брошенный тонущим региональным бюджетам. При этом гарантированно собирать его можно только с крупных торговых сетей, которые работают отнюдь не по всей России. А его экономический эффект таков, что на ногах и без того практически обездвиженной российской экономики появится еще одна гирька.

Многие российские политики декларируют, что международные санкции только помогут России построить собственную эффективную экономику. Мол, санкции станут тем волшебным пинком, которого так не хватало погрузившейся в спячку на фоне постоянно растущих доходов от экспорта нефти и газа России (последние три года Россия находится на абсолютном максимуме нефтегазовых доходов). И в это даже хочется верить: крепкая экономика куда более надежный друг, чем армия и флот.

Однако пока мы видим лишь борьбу Роспотребнадзора с бургерами внутри России, запреты Россельхознадзора на ввоз в страну «вражеских» овощей-фруктов, мяса, молока из США и всех стран ЕС. И эти меры уж точно не будут способствовать расцвету отечественной экономики, которая так тесно связана с импортом и экспортом.

Так и налог с продаж, в случае его введения, может оказаться куда более эффективной санкцией против российского бизнеса, чем многие действия наших внешнеполитических противников.

Патриотический посткрымский подъем пока не создал условий для подъема экономического. А международные санкции на фоне сугубо внутренних системных проблем нашей экономики, явно обозначившихся еще до украинского кризиса, вынудили российскую власть делать тяжелый политический выбор между либерализацией экономики и мобилизацией. Выбор, кажется, сделан.

Налог с продаж в нынешних условиях, по сути, первый налог на «холодную войну».

И если не хватит и этого налога, то дискутируется также повышение налога подоходного.

Власти Украины это уже сделали: сегодня Верховная рада утвердила целый пакет непопулярных налоговых реформ, в том числе введя военный налог в размере 1,5% от суммы доходов граждан.