Президент России Владимир Путин приехал на Петербургский международный экономический форум сразу по завершении триумфального для него визита в Китай.
После десяти лет тяжелых переговоров был заключен крупнейший в истории человечества газовый контракт сроком на 30 лет. Хотя выгоды этого контракта разными экспертами оцениваются по-разному, Россия получила относительно гарантированный новый рынок сбыта своего главного экспортного товара. Относительно — потому что срок контракта большой, за это время многое в мире и в двух наших странах может поменяться.
Выступая на форуме в Петербурге, российский президент выразил уверенность, что цена на углеводородное сырье в мире не будет меняться: «Очевидный факт совершенно. Потому что запасы, которых очень много, кстати говоря, но они все-таки или трудно извлекаемыми уже являются, либо находятся в местах без развитой инфраструктуры. Не только у нас, во всем мире».
Слова о том, что нефть и газ не будут дешеветь, руководители страны часто произносят как спасительную мантру — как будто больше нам рассчитывать не на что.
Но критически зависимой от экспорта нефти и газа российской экономике меняться придется, даже если не произойдет радикального удешевления углеводородов. Это отчасти признает и президент, заявивший на том же Петербургском форуме, что России нужно менять структуру экономики, чтобы наращивать несырьевой экспорт на 6% ежегодно.
Экономический выбор у России при ее нынешнем, мягко говоря, наступательном внешнеполитическом курсе невелик. Либо нам придется скатиться в самоизоляцию и надолго похоронить свои геополитические амбиции, либо оставаться частью мировой экономики, наращивая собственный экономический потенциал и умело балансируя между Китаем, США и ЕС как более мощными, чем мы, экономическими субъектами.
Как ни горько это признавать российским патриотам, экономически Россия — пока просто большая Белоруссия с нефтью и газом. У нас нет мощной самостоятельной экономической субъектности, как у того же Китая, хоть он и беднее России. Весь наш экономический и политический маневр упирается в географию газовых и нефтяных поставок и разговоры о том, что санкции ударяют бумерангом по тем, кто их вводит, — «в пользу бедных». Для россиян главное, что происходит с их доходами и рабочими местами.
Вопрос в том, сумеет ли российская власть сейчас распорядиться доходами от экспорта энергоносителей принципиально иначе, чем делала это все последние полтора десятилетия.
До сих пор в стране де-факто строили госкапитализм с преференциями для узкого круга приближенных лиц, толком не заботясь об инфраструктуре, медицине, образовании. В стране не созданы нормальные условия для инвестиций в несырьевые секторы экономики, для проявления частной предпринимательской инициативы.
Может быть, хотя бы политические амбиции заставят власть заняться укреплением экономической мощи страны — одной военной силой всех проблем не решить.
Реальная мощь России и ее привлекательность для других государств зависят не столько от пламенных внешнеполитических речей и активности «вежливых зеленых человечков», сколько от того, будет ли страна проводить полноценные структурные реформы в своей экономике, уменьшать степень коррупции и давления государства на частный бизнес.
Ресурсы роста экономики за счет простого роста цен на энергоносители в условиях задавленной частной инициативы исчерпаны, что признают и российские чиновники.
Новым источником экономического развития могут стать растущая бизнес-активность населения, инфраструктурные проекты, при реализации которых не будет тотального воровства, попытки создать какие-то заметные в мире технологии и бренды. Базовые принципы эффективного экономического развития универсальны — при всех поправках на местную специфику.
В противном случае Россия, даже если не будет продолжать свою внешнеполитическую экспансию, окажется страной третьего мира. А если будет — скатится в третий мир еще быстрее или вовсе распадется, как это случилось с не рассчитавшим своих экономических возможностей Советским Союзом.
Устойчивых политических колоссов на глиняных экономических ногах не бывает.