Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Все мосты ведут в Крым

За новые масштабные проекты на полуострове могут начать расплачиваться российские регионы

«Газета.Ru» 14.05.2014, 20:28
iStockphoto

Правительство РФ продолжает изыскивать средства для Крыма, который может превратиться в новую российскую мегастройку. Однако, в отличие от предыдущих проектов десятилетия вроде саммита АТЭС во Владивостоке и Олимпиады в Сочи, крымский проект требует куда более продуманной стратегии, так как не должен привести к перекосам в долгосрочной экономической стратегии страны.

Мотивация российской власти понятна: крымчане должны увидеть быстрые и ощутимые выгоды от того, что столица их государства теперь называется Москвой, а не Киевом. Да, эмоциональный позитив важен, но главное, чтобы он не испарился из-за проблем с банками или перебоев с поставками воды.

Поднять жизненный уровень в Крыму важно и для политической стабильности.

Более высокие доходы станут решающим аргументом и для населения полуострова в целом, и для крымско-татарской общины в частности: она испытывает гораздо меньше энтузиазма по поводу вхождения в состав России, чем другие этнические группы. Вот почему российские власти в спешном порядке начали вливать средства в республику, несмотря на то что экономика России переживает сейчас не лучшие времена.

Для начала правительство залатало дыру в бюджете Республики Крым и Севастополя, выделив 55,4 млрд руб. из федерального бюджета 2014 года. Не были забыты и крымские пенсионеры и бюджетники, пенсии и зарплаты которых сейчас постепенно «выравниваются до среднероссийского уровня». Уже в мае средняя пенсия крымского пенсионера увеличилась на 50% по сравнению с мартом и составила 7958 руб., а всего пенсионные расходы Крыма до конца 2014 года составят около 57 млрд руб.

В целом запланированный объем инвестиций в новый российский регион, по самым скромным оценкам, может составить чуть более 500 млрд руб. до 2017 года. В МЭР же рассчитывают, что ежегодно полуострову будет требоваться 200 млрд руб. вплоть до 2020 года.

После закрытия дыр в бюджетах новых субъектов Российской Федерации, а также «выравнивания» доходов российских и крымских пенсионеров и бюджетников (эти суммы, в общем, не такие уж и критичные), перед правительством встает задача поиска средств на новые мегастройки вроде жизненно важного моста через Керченский пролив, а также развитие транспортной инфраструктуры.

Эти мегапроекты требуют и мегаинвестиций, средств на которые в российском бюджете сейчас нет.

Значит, государству придется урезать расходы на другие важные для страны проекты или искать частных инвесторов, что, конечно же, весьма сомнительно, особенно учитывая аспект международных санкций.

Потому-то, вопреки заявлениям Владимира Путина о том, что финансирование программ по развитию Крыма будет осуществляться исключительно за счет резервов, правительство всерьез приступило к рассмотрению вопроса о секвестровании бюджетов на строительство моста через реку Лену, а также средств, выделенных на развитие Таманского порта на Черном море и Мурманского транспортного узла. Мотивируя отказ от реализации проекта автодорожного моста через Лену «неочевидностью» дорожного трафика, в Министерстве экономического развития уже предложили перенаправить выделенные на проект 40,3 млрд руб. на строительство инфраструктуры в Крыму. За счет Тамани крымские проекты могут получить еще 115 млрд руб.

Перекидывание миллиардов долларов из одного места в другое выглядит со стороны очень эффектно — особенно, наверное, для киевских властей, которые на протяжении более двадцати лет почти ничего не вкладывали в Крым. Тем не менее здесь нужен не только патриотический порыв, но и холодный расчет того, куда нужнее вложить деньги — с учетом, естественно, всех политических аспектов вроде настроений крымских татар.

К примеру, намерение отнять 75% бюджетных средств у Мурманского транспортного узла действительно вопрос для дискуссии. Этот шаг рискует похоронить ранее широко обсуждавшийся проект возрождения Северного морского пути, который должен связать Азию и Европу и дать мировой экономике гораздо более эффективный торговый маршрут, чем путь через Суэцкий канал. Похожая ситуация и с автомостом через Лену, который призван стать важным звеном в отечественном мегапроекте «Россия как связь между Европой и Азией». Тем более что в свете последних событий логистическая связь с Азией нам нужна как воздух. С проектом в черноморской Тамани, правда, все выглядит довольно логично. «Возникает другая конфигурация по портам: у нас в Крыму пять глубоководных портов», — пояснил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.

Во многих случаях прежде, чем тратить миллиарды, вполне можно прикинуть – а нет ли более дешевых путей решить проблему?

К примеру, после того как Украина перекрыла поставки воды на полуостров (из-за долга в 5 млн руб., кстати), немедленно начали появляться циклопические планы по прокладке трубопроводов и опреснению воды в Крыму. Но не проще ли договориться о цене воды с Украиной, которая сегодня находится, мягко говоря, не в самой хорошей финансовой форме?

Пойти, к примеру, на уступки в газовом вопросе (тем более что Украина вряд ли будет платить за газ много), чтобы обеспечить нормальное водоснабжение крымчан.

Конечно, для этого придется все-таки пойти на переговоры с «нелегитимным» Киевом, а «вежливых людей» заменить вежливыми дипломатами и политиками. Чтобы расцветал не только Крым, но и Мурманск, и Тамань. Ради блага русскоязычного населения уже всей России.