Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Предали предателей

Как профессиональная пропаганда превращается в клоунаду

«Газета.Ru» 18.02.2014, 19:49
iStockPhoto

Обсуждать содержание «Биохимии предательства» нет смысла — хотя бы потому, что содержания в этом классическом «hate speech», замаскированном под документальное кино, в общем, и не было. Интереснее, кому именно этот фильм был адресован и как этот новый образец языка вражды восприняли сами «предатели».

Это не «Анатомия протеста», повлекшая уголовные дела против оппозиционеров. Не «Дело в кепке», подготавливающее общественную почву к отставке Юрия Лужкова. И даже не скандальные разоблачения оппонентов накануне выборов. Так для кого было снято это странное послание из таинственного мира телевидения, кто именно был адресатом и предполагаемым зрителем этой полуторачасовой пропаганды, а главное, что именно этому адресату пытались доставить?

В России всегда были внутренние враги и предатели, и всегда они спонсировались Госдепом и Западом, говорит нам фильм — ну, это давно не новость. И даже революцию сделали не безобидные большевики, а кадеты, они же американские шпионы — это уже свежее, но на сенсацию тоже не тянет.

Фильм вышел в понедельник, в девять вечера, на «России-1», в то время как Первый канал показывал Олимпиаду — зрелище намного более народное и привлекательное для среднего зрителя, пережившего средний понедельник. Все истинные патриоты по уму должны были болеть за сборную России в бобслее и фигурном катании.

Для «Биохимии предательства» остался довольно специфический зритель — тот, что предпочтет спорту сомнительный агитпроп, интересующийся политикой, историей, постоянный зритель Дмитрия Киселева и его итоговых выпусков. Получается, авторы знали, кто именно и зачем посмотрит этот фильм, и, безусловно, предвкушали реакцию на саму затею: недаром автор фильма Семин признался в интервью, что ему приходилось хитрить и обманом вытаскивать комментарии у антигероев своей «Биохимии...», ведь иначе они бы не согласились с ним разговаривать.

Сегодня несколько спикеров ожидаемо объявили, что их слова исказили, в соцсетях развернулась полемика, что журналист с такими подлыми методами работы — сам предатель.

В общем, настоящим адресатом послания стал условный «либеральный интернет», и он это послание — судя по топовым новостям и многочисленным комментариям — получил и расшифровал. Вот только не совсем так, как предполагали заказчики и исполнители. Если бы авторами фильма были чуть менее известные персонажи, можно было подумать, что вчерашнее их произведение — крик о помощи из узницы пропаганды, тайный сигнал той самой аудитории, зашифрованное послание от «пятой колонны». Набрать десять городских сумасшедших, несколько скандально известных историков и изобразить их как целое общероссийское движение предателей и коллаборационистов — как минимум странно для любого, кто мог бы заинтересоваться этим фильмом.

Бывший милиционер, автор «Шматрицы» как эксперт по предательству? Адвокат Фейгин, который уже полгода как не адвокат Pussy Riot? Валерия Новодворская как спикер всего либерального движения?

Даже если не монтировать их комментарии, выдергивая из контекста, сделать фильм с таким набором персонажей — все равно что снять сюжет о растущей гомофобии на основе популярной надписи про Васю на заборе.

Настолько намеренно халтура с зашкаливающим количеством ненависти как бы кричит условному «интернету» — мы с вами, мы все понимаем, мы специально превращаем пропаганду в клоунаду. И даже упоминание в качестве героев России капитан-лейтенанта Колесникова с подводной лодки «Курск» в самом конце фильма расшифровывается как скрытый сигнал: ведь именно его записка 13 лет назад стала первым опровержением официальной версии власти о том, что все моряки погибли в первые минуты после взрыва.

Но так как авторы фильма довольно известны, то никакой «пятой колонны» агитпропа в этом ТВ-продукте, конечно, нет — просто стилистика пропаганды последнего времени все чаще походит на идеологию военного времени, где полутона вредны. С телеэкранов страны нас фактически призывают к гражданскому противостоянию между условным «тагилом» и условным «креативным классом». Ненависть вместо сплочения. И это патриотизм?