Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Время рассчитать матч

Правительство пробует сэкономить на чемпионате мира по футболу

«Газета.Ru» 02.10.2013, 19:28
ООО Проектный институт «Саранск»

В условиях экономической стагнации правительство хотя бы на словах пытается уменьшить финансовые издержки имиджевых мегапроектов. Самой очевидной жертвой экономии становится чемпионат мира по футболу – 2018.

Министерство экономического развития предложило снизить потолок затрат на каждый стадион, строящийся на бюджетные средства к чемпионату мира – 2018, с 14,3 млрд до 12,5 млрд руб. Под ограничения могут попасть семь арен, которые будут полностью финансироваться из бюджета. Возможно, в законодательство внесут изменения для привлечения на эти объекты частных инвесторов. По предварительным оценкам, наиболее серьезно могут измениться арены в Нижнем Новгороде и Волгограде, сметная стоимость которых пока составляет по 15 млрд руб. На сэкономленные в таком случае деньги — примерно 14 млрд руб. — может быть построена еще одна арена. Из типовых проектов стадионов исключено большинство коммерческих зон и оставлены только те, которые необходимы для принятия матчей мирового первенства.

Конечно, в реальное удешевление подготовки к чемпионату мира верится с трудом. Особенно с учетом российских реалий, где мегапроекты вроде саммита АТЭС, Универсиады в Казани или Олимпиады в Сочи, кроме политического самоутверждения перед мировым сообществом являются еще и удобной формой дохода для завзятых коррупционеров. Достаточно вспомнить, как в июне 2009 года правительственный куратор подготовки к Олимпиаде в Сочи вице-премьер Дмитрий Козак заявлял, что оптимизация расходов на подготовку к Играм и привлечение спонсоров позволят сэкономить для федерального бюджета в 2009–2014 годах около 20 млрд руб. Правда, вскоре он уже говорил, что на олимпийских стройках экономить нельзя. В итоге зимняя Олимпиада в Сочи не просто будет стоить порядка 1,5 трлн руб., но еще и станет самой дорогой среди всех летних и зимних Игр в истории, причем на десятилетия вперед. Если, конечно, России вдруг не дадут провести летнюю Олимпиаду где-нибудь в солнечном Магадане.

Но бороться за сокращение расходов все равно надо. Хотя бы для того, чтобы они не так сильно увеличивались. Тут логика, обратная житейской «проси больше, чтобы дали требуемое», — надо требовать сильно меньше, чтобы стало ненамного больше.

Предложение Минэкономразвития похоже на популистский шаг на фоне обсуждения бюджета. Ведь только ленивый не обвинил власть в том, что она экономит на медицине и образовании, тем временем как миллиарды рублей засасывает в черные дыры мегапроектов. К тому же когда министр экономического развития Алексей Улюкаев с трибуны крупного инвестиционного форума «Россия зовет» в Москве открытым текстом говорит, что в стране самый низкий экономический рост с начала века, что у нас «стагнация, которая хуже кризиса» и что нынешняя экономическая модель развития полностью исчерпала себя, чрезмерное раздувание расходов на будущий чемпионат мира выглядело бы прямо-таки пиром во время чумы.

Справедливости ради стоит сказать, что правительство уже пыталось ощутимо сэкономить на подготовке к мундиалю. В апреле этого года суммарные заявки одиннадцати принимающих ЧМ-2018 российских городов на бюджетные деньги только для подготовки инфраструктуры оценивались в 1,3 трлн руб. Министерство спорта поначалу оценило эти расходы вдвое меньше — в 650 млрд руб., затем этот показатель вырос до 917 млрд. Но чтобы провести чемпионат достойно, нужно 1,39 трлн, предупреждал правительство Минспорт. То есть почти столько же, сколько потратят на Игры в Сочи.

Однако в мае 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов утверждал, что федеральному бюджету чемпионат обойдется лишь в 250 млрд руб. и что это «минимум-минимум, там утоптали абсолютно все».

Теперь, вероятно, правительство под натиском макроэкономических проблем желает утоптать еще что-нибудь. Но предложения по экономии вовсе не означают, что в итоге смета чемпионата мира – 2018 не вырастет в разы. Фактически предложения и заявления правительственных чиновников — косвенное признание, что «второго Сочи» мы себе позволить не можем. В этом смысле футболу, возможно, повезло чуть меньше, чем саммиту АТЭС, Универсиаде в Казани или той же Олимпиаде — личному политическому проекту президента.

Мегапроекты мало оживляют нашу экономику и в итоге не окупаются: праздник пролетит быстро, а будни начнутся с подсчета невосполнимых убытков. Однако при всей очевидной неуместности царского размаха в условиях нашей стагнирующей экономики остается нетронутым самый главный и самый бесконтрольный мегапроект — гигантские расходы на армию и оборонную промышленность. Впрочем, у него есть принципиальное отличие от Олимпиады в Сочи или мирового первенства футболу. Их надо провести в любом случае и за любые деньги, раз уж вызвались и получили такое право. Зато в оборонке можно расходовать деньги вообще без результатов. Если общество за них спросить все равно не может.