Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Вагон претензий

РЖД против замороженных тарифов

«Газета.Ru» 11.09.2013, 18:20
Заморозка тарифов, вероятно, приведет к проблемам с ремонтом железных дорог и составов Артур Лебедев/ИТАР-ТАСС
Заморозка тарифов, вероятно, приведет к проблемам с ремонтом железных дорог и составов

Фиксированные тарифы на 2014 год могут негативно сказаться на работе РЖД. В компании грозят восполнить убытки не только за счет штата сотрудников, но и за счет ремонта инфраструктуры. Это неудивительно — государственная монополия просто не привыкла экономить по-другому.

Сразу вслед за объявлением о предполагаемой заморозке тарифов естественных монополий на будущий год представители одной из них — РЖД — принялись шантажировать правительство. Глава компании Владимир Якунин предупредил, что в результате этого решения работы могут лишиться 60 тыс. сотрудников. Кроме того, «соразмерное сокращение затрат», на которое намерены пойти в РЖД, будет достигнуто за счет «объемов ремонта инфраструктуры». «Газпром» и электроэнергетики, которых также коснется продекларированный отказ индексировать тарифы, пока молчат. В отличие от РЖД, у них есть акционеры и инвесторы, перед которыми они несут ответственность.

Однако им на данный момент высказываться нет нужды. Того, как выступил Якунин, чьи аппаратные позиции не так давно выдержали настоящую проверку на прочность, более чем достаточно. Фактически он сказал, что электрички будут ломаться, а рабочий народ тысячами пойдет по миру, пополняя ряды недовольных, если экономисты в правительстве будут настаивать на политике затягивания поясов не только за счет населения, но и за счет государственных компаний.

Самое печальное заключается в том, что в РЖД правы. В том смысле, что уровень издержек и темпы их роста таковы, что заморозка тарифов приведет в том числе и к проблемам с ремонтом инфраструктуры. Якунин уже объявил, что спасти дело сможет только «субсидия в объеме недополучаемых средств». Иначе говоря, «Российские железные дороги» не могут обойтись России дешевле, несмотря ни на какие проблемы экономики страны в целом.

Все годы бюджетного благополучия ОАО «РЖД», как и другие монополисты, поднимало свои расценки как для населения, так и на перевозку грузов. Издержки компаний на транспортировку своей продукции посредством железной дороги давно уже высоки до непереносимости. А попытки перейти на автотранспорт, затруднительные еще в связи с состоянием дорожной сети, осложняются всякими новшествами вроде обязательной установки на фурах приборов ГЛОНАСС и прочими прогрессивными мероприятиями, удорожающими грузоперевозки.

Неудивительно, что монополия, как говорит сам Якунин, рассчитывала «сделать вклад в рост ВВП РФ от 1,5 до 2,5%». Звучит красиво, а ведь на самом деле вклад заключается в изъятии средств производителей в пользу транспортной составляющей. Разумеется, правительство хочет заморозить тарифы не по доброй воле, а потому, что деваться некуда. Экономика впадает в рецессию, необходимо уменьшать издержки. Самые беззащитные уже свое получили. Например, расходы бюджета на сферу образования в номинальном выражении не то что не будут проиндексированы, а вовсе сократятся на процент. С учетом инфляции, соответственно, еще сильнее.

Но «столпы» отечественного хозяйства не умеют жить в таком режиме. Трудно даже сказать, насколько они могли бы сократить свои «инвестпрограммы», которые практически не могут быть подвержены внешней ревизии. Мы только знаем по опыту, что их аппетиты растут быстрее, чем качество поставляемых ими услуг. А масштабные инфраструктурные проекты вроде высокоскоростных поездов нарушают и так невеликую транспортную связность в целом, вместо того чтобы ее увеличивать. И люди, живущие вдоль путей, соединяющих Москву и Питер, начинают кидаться камнями в «Сапсаны» — потому что те лишили их доступа к электричкам.

Так что заморозка тарифов, вероятно, и вправду приведет к проблемам с ремонтом железных дорог и составов. Мы не вправе рассчитывать, что взращенный всей хозяйственной политикой организм, который умеет ровно то, чему его научила отечественная экономическая среда, найдет внутренние резервы, чтобы сократить расходы на чем-нибудь еще.

Потом уволят стрелочников, запустят железнодорожные переезды. И виноваты, конечно, будут теоретики из Министерства экономического развития.

С учетом политического веса Владимира Якунина можно допустить, что он добьется приемлемого для своей компании компромисса — за счет кого-то другого, конечно, потому что компромиссы такого рода бесплатными не бывают. И, как ни странно, хорошо, если добьется. Потому что иначе пассажиры сильно рискуют — вдруг их вагон полетит под откос? О чем компания нас честно и предупреждает.