Два российских сенатора пошли на несколько необычный шаг – предложили радикально поправить только что принятый Думой и Советом федерации и уже подписанный президентом Путиным закон. Андрей Клишас и Константин Добрынин внесли в нижнюю палату проект, частично денонсирующий уже завизированный Путиным 2 июля набор мер «по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», в котором предусматривалось поражение уклонистов в правах при попытке сделать карьеру чиновника.
В принятом законе, который должен начать действовать со следующего года, говорится, что претендовать на работу госслужащим не могут «граждане, не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Причем решать, какие основания законны, а какие нет, как пояснял адмирал Владимир Комоедов, возглавляющий думский комитет по обороне, будут призывные комиссии: они при зачислении в запас по достижении 27-летнего возраста неслужившим гражданам выдадут «соответствующее заключение». Адмирал говорил о том, что «принятие данного законопроекта будет способствовать формированию в обществе обоснованно негативного отношения к лицам, которые всячески пытаются избежать исполнения воинской обязанности». Теперь сенаторы Клишас и Добрынин утверждают, что все это противоречит Конституции, и пишут в Думу, что надо заменить предлагаемые ограничения барьером, не позволяющим идти в чиновники людям, осужденным за «уклонизм» судом, а не призывной комиссией.
Однако уклонистов в России много, а приговоров за то, что молодой человек «откосил» от армии, мало. И трудно себе представить, что вдруг их станет намного больше. Скорее, поправка Клишаса и Добрынина, будь она принята, превратит закон в его репрессивной части в пустую бумажку.
Заметим, что прошло меньше двух недель с момента, когда под нарушающим Конституцию законом расписался президент. Либо в Совете федерации обнаружились смельчаки, либо и вправду решено дать задний ход, обнаружив некачественность проделанной законотворческой работы. Ведь буквальное применение закона в его нынешнем виде не только вознесет до олимпийских высот институт призывных комиссий (славный, скажем так, многими своими чертами, но только не принципиальностью и неподкупностью), но и поставит в неудобное положение большое количество достойных людей из хороших семей, занимающих ответственные посты и выполняющих важную государственную работу. Не все они отслужили сами, да и не все хотят отдавать в армию своих детей, при этом, разумеется, планируя для них вполне государственную карьеру.
О том, что призывная армия уже давно является продуктом социального неравенства, написано много. И большинство специалистов считают это нездоровым явлением, не только несправедливым, но и наносящим вред ее боеспособности. Увязать воинский долг с карьерой госчиновника, о которой, как уверяют социологи, молодежь мечтает больше всего, – это, казалось бы, совершенно логичная для наших властей позиция.
Более того, она подтверждается и идеологически, ведь мысль о служении Отечеству – важная часть патриотического дискурса. Да и менее беззаветно настроенная часть общества, возможно, отнеслась бы с симпатией к мысли о том, что путь в чиновность должен начинаться с казармы.
Однако, по-видимому, идеи служения государству, когда они распространяются на такие неприятные моменты, как военный призыв, сталкиваются с номенклатурным интересом. И одержать над ним победу всерьез могут, только если безупречно выражены и корректно оформлены. Так что уж если браться за это дело, надо было бы постараться не доводить его до почти моментальных «рекламаций», уличающих исполнителей в несоблюдении Основного закона. Да еще исходящих из Совета федерации.
А так получается, что либо в силу вступит документ, нарушающий конституционные права граждан, либо, если сенаторы Клишас и Добрынин выражают не только собственную точку зрения, он будет усечен до совершенно бесполезной нормы, вся роль которой уже исчерпана прошедшей в связи с принятием законопроекта пиар-кампанией. Даже как-то обидно.