Российское безвременье, державшееся на политической стабильности, заканчивается. Таков один из выводов исследования «Российское идеологическое безвременье в зеркале социальных медиа», изложенных в «Огоньке» руководителем проекта, профессором ВШЭ Эмилем Паиным. В течение года эксперты составляли идеологический портрет современной России.
По их оценкам, в российском интернет-сообществе можно выделить четыре идеологические группы: провластную, левую, националистическую и либеральную. При этом авторы исследования отмечают, что так называемая негативная консолидация во всех этих группах преобладает над позитивной: «если мы дружим, то только против кого-то», формулирует Паин. Во всех группах нарастает недовольство. Ни одна из них, даже провластная, не удовлетворена положением дел в стране и действиями власти. Более того, мало кто верит в наступление позитивных перемен.
На этом фоне единственная общая идея для массовой аудитории во всех идеологических группах — ксенофобия.
Вторая популярная идея — социальная справедливость. Очевидная социальная расслоенность нынешней России, когда есть жирующий класс новых госолигархов, а уровень жизни большинства людей хотя и вырос в «тучные нулевые», но все же остался крайне низким, накладывается на подпитываемые властью ксенофобские настроения. Сама власть активно культивирует образ «внешнего врага», мешающего нам решать проблемы развития.
В России очевидно нет сложившегося общества, нет гражданской нации, развитие которой власть сознательно пыталась зацементировать. Но закончилась и стабильность: в этой несложившейся нации наметился явный ценностный раскол на фоне общей неудовлетворенности настоящим. Ксенофобия и бытовая агрессия с подачи власти стали едва ли не единственными реальными «скрепами» нации, которую хочет видеть своей идеологической опорой власть. Однако трудно идеологически опираться на кого бы то ни было, когда у самой власти нет идеологии. Власть в России не формулирует никакого образа будущего страны, а исторически привыкшие к патернализму россияне пребывают в растерянности.
Даже далеким от политической рефлексии людям на чисто обывательском уровне становится понятно, что Россия перестала быть обломком советской империи и не стала страной с неким набором ценностей и социальных ориентиров.
Недовольство этой становящейся, но не оформленной нации вызвано тем, что люди уже устали жить в безвременье, в бесконечном переходном периоде от непонятно чего к неизвестно чему. А давно правящая и уже изрядно утомившая власть не предлагает никаких выходов.
Отсутствие веры в перемены к лучшему, рост бытовой ксенофобии, усталость от власти — вот что получает Россия на выходе из периода так называемой путинской стабильности. А о том, что стабильность кончилась, свидетельствует практически любое знаковое событие последнего года — от санкционированной законом охоты на «иностранных агентов» и политических уголовных процессов до громких отставок ключевых фигур, формировавших вертикаль власти и эту стабильность. Социальный контракт, согласно которому власть занимается своими делами без оглядки на граждан в обмен на невмешательство в их личную жизнь, исчерпан. У сегодняшней России нет сколько-нибудь понятного будущего. Эпоха заканчивается, но власть не меняется или меняется совсем не в ту сторону, которая могла бы обеспечить предсказуемое и цивилизованное развитие страны. Россия становится растерянной «недонацией» на историческом перепутье.
«Нас ждет интересное будущее», — сказал Эмиль Паин, комментируя итоги исследования. Скорее это похоже на древнее китайское проклятие «чтобы вы жили в интересные времена».