Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Антисоциальный бюджет

Между пушками для армии и здоровьем нации власть явно выбирает первое

Игорь Николаев 14.11.2012, 10:12
Евгений Дудин/Коммерсантъ

Детали бюджета на будущий год свидетельствуют о его антисоциальном характере: расходы на здравоохранение и образование существенно сокращаются.

О социальности федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, который на этой неделе Госдума рассмотрит уже во втором чтении, власти говорят много и с удовольствием. Но детали этого самого бюджета свидетельствуют о его антисоциальном характере.

Лично я не могу назвать социальным бюджет, в котором запланировано сокращение расходов на совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями с 11,2 млрд рублей в 2013 году до 2,9 млрд рублей в 2015 году (почти в четыре раза!). Аналогичные расходы по той же госпрограмме «Развитие здравоохранения» в отношении больных с сосудистыми заболеваниями запланировано снизить и вовсе в пять раз (с 3,5 млрд рублей в 2013 году до 0,7 млрд рублей).

А вот как должна выглядеть динамика расходов на совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи, развитие новых эффективных методов лечения: сокращение с 68,8 млрд рублей в 2013 году до 13, 4 млрд рублей в 2015 году — более чем в пять раз. Да что там говорить:

у нас в целом расходы федерального бюджета на здравоохранение должны снизиться с 554,7 млрд рублей в 2012 году до 506,5 млрд рублей в 213 году и 373,1 млрд рублей в 2015 году.

Если такую динамику выразить в том, как изменяется доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП, то сокращение будет более чем двукратным: с 0,9% в 2012 году до 0,4% в 2015 году.

То же самое запланировано по расходам федерального бюджета на образование. Нас успокаивают: есть еще расходы региональных и местных бюджетов, траты соответствующих внебюджетных фондов. Мол, оттуда будет компенсация.

Однако дефицитность региональных и местных бюджетов растет, а финансовые возможности внебюджетных фондов зависят опять же от федерального бюджета. Поэтому не смогут эти источники компенсировать провал по самым чувствительным социальным расходам из федеральной кассы.

Не смогут, потому что при резком замедлении экономического роста в 2013 году, перспективы которого становятся все более очевидными, наполняемость того же Фонда обязательного медицинского страхования будет далека от планируемой. Вот и получается, что в одном месте денег не предусмотрели, а в другом они в требуемом объеме так и не появятся.

Или вот еще один очень показательный пример. На обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, начиная с 2011 года в федеральном бюджете предусматривалось по 4,6 млрд рублей ежегодно. С 2015 года финансовая ответственность за такие мероприятия будет передана на региональный уровень.

Помимо всей этой спихотехники (от слова «спихивать»), когда федеральные власти передают ответственность за финансирование важнейших социальных программ на другие уровни, индексация социальных выплат (компенсаций, пособий) запланирована на уровне инфляции: в 2013 году — на 5,5%, в 2014 и 2015 годах — по 5,0% ежегодно.

Но не будет у нас столь низкой инфляции в ближайшие годы. Не будет. Значит, все компенсации и пособия в реальном выражении будут уменьшаться. Это что, тоже свидетельство социальности бюджета на 2013-й и последующие годы?

Наоборот.

Кстати, на многие эти проблемы обращала внимание депутатов и Счетная палата РФ при подготовке своего заключения по проекту главного финансового документа страны.

Так почему же власти так упорствуют, так настаивают на социальности бюджета?

Аргумент простой: почти 4 трлн рублей должно быть выделено по разделу «Социальная политика» из федерального бюджета в 2013 году. И это самая большая статья расходов (6,5% по отношению к ВВП — 2012 год) в федеральном бюджете.

Однако о приоритетности тех или иных расходов надо судить в большей степени с учетом того, на что конкретно идут эти деньги. Если у вас деньги из федерального бюджета в значительном своем объеме идут, к примеру, на поддержание устойчивости пенсионного обеспечения, а по другим направлениям расходования средств происходит резкое их сокращение, то социальность такого бюджета представляется сомнительной.

Кстати, даже по разделу «Социальная политика» доля соответствующих расходов будет сокращаться — до 5,5% от ВВП в 2015 году.

Так что наименование «антисоциальный» гораздо в большей степени подходит к принимаемому в пятницу Госдумой федеральному бюджету на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Автор — директор департамента стратегического анализа компании ФБК.