Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

В тамбуре так холодно...

Система пригородных электричек в России жизненно необходима для граждан

«Газета.Ru» 16.08.2012, 17:38
«Электрички в России - не бизнес, а социальная проблема» ИТАР-ТАСС
«Электрички в России - не бизнес, а социальная проблема»

РЖД отменяют электрички в регионах, ссылаясь на убыточность. Но для государства это политический вопрос, и подобное его решение — прямое нарушение социального контракта.

Компания «Российские железные дороги» объявила, что будет сокращать количество пригородных электричек. Это очередной этап в разборках монополиста и российских регионов, которые плохо компенсируют РЖД убытки от пригородных перевозок. И это очередной шаг в разрушении транспортной системы, которой ежедневно пользуются миллионы людей. Более того, для огромного числа граждан этот способ добираться до работы и домой практически не имеет альтернативы.

Убыточность пригородных электричек — давняя головная боль. Система субсидирования — дотации регионам из федерального бюджета, а затем перечисление из региональных бюджетов на нужды пригородного железнодорожного сообщения — работает из рук вон плохо. Структурные изменения, предпринятые недавно, — выделение из РЖД транспортных компаний для работы по этому направлению — проблемы не решили. И РЖД опять, как и в прошлые годы, отменяет поезда. Тем более что только что премьер Медведев объявил о прекращении федерального субсидирования на эти цели с 2013 года. Отличный повод для нового раунда корпоративной атаки.

Пригородные электрички, мягко говоря, никогда не были гордостью страны. Но их состояние, перегруженность, неприятности, ожидающие пассажиров в поздние часы, не отменяли и не отменяют того, что эта сеть в российских условиях, на российских пространствах, обладающих низкой связностью, с российскими дорогами и уровнем благосостояния является жизненно необходимой. Для граждан, разумеется, не для бюрократии и менеджеров госмонополий.

Конечно, для бюрократии это политический вопрос. Поэтому Медведев, объявив о будущем прекращении субсидий, оговорился, что «пригородные железнодорожные перевозки — крайне важная, очень щепетильная и очень резонансная тема». То есть вроде начальство все понимает, но сделать ничего не может. А на практике приходится, извините, резать расходы. Потому что стоимость билетов на электрички отнюдь не нулевая, а для тех, кому приходится пользоваться ими ежедневно, и вовсе значительная часть их, как правило, не слишком большого семейного бюджета.

Можно сетовать на неистребимых зайцев — вид массового нигилистического поведения, в долгосрочном плане нерационального, но имеющего живучесть, которой не препятствие никакие турникеты. Можно говорить об общих экономических трудностях, не дающих не то что обновлять парк поездов, но даже сводить концы с концами. Но можно и обратить внимание на то, что ставшие заметными после вывода пригородных пассажирских компаний из состава РЖД расходы на менеджмент там составляют 20% всех трат. Ну и плюс стандартные процессы усушки и утруски, всегда сопровождающие любые бюджетные трансферты.

Наиболее громкая новация Российских железных дорог — запуск поездов «Сапсан» на нескольких направлениях — казалось бы, продемонстрировала продвинутость управленцев и их желание хотя бы на несколько шагов приблизиться к европейским стандартам. Однако она привела к еще большим сложностям для пригородных электричек, обозлила затронутых граждан до такой степени, что появились случаи прямого вандализма против классово чуждых скорых электропоездов. Всего этого можно было бы избежать, если бы проект был подороже, но включал отдельную ветку для «Сапсанов». Но при подведении баланса между экономической выгодой и интересами нескольких групп граждан выбор был предопределен.

Не исключено, что позицию железнодорожных управленцев, сокращающих пригородные маршруты, тоже можно объяснить стремлением к «эффективному менеджменту»: через несколько лет РЖД должны будут выйти на публичное размещение акций, а для лучшего товарного вида хорошо бы избавиться от нагрузки, не приносящей выручки. И чем проще, тем лучше.

Но при этом политики — а точнее, руководители — публично заявляют прямо противоположные вещи. Мэр Москвы Собянин всего чуть более месяца назад заявлял: «Мы считаем, что у пригородного сообщения есть большой потенциал. Думаю, мы увеличим объем перевозок практически в полтора раза, до 900 млн пассажиров». Он чего-то не знает?

Состояние пригородного пассажирского сообщения, тем более в России, в социальном плане настолько важная вещь, что государство в данном случае просто обязано было найти приемлемое решение, а времени и ресурсов у него для этого было предостаточно (сейчас, конечно, оно готовится к финансовым трудностям). Однако мотивации у руководства страны хватило только на то, чтобы нарисовать блестящее будущее и с серьезным лицом признать «деликатность» вопроса. Как-то оказалось не до дел.