Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
План Путина. Версия 4.0

Владимиру Путину написали уже четвертую программу за полгода

В новой программе нового президента нет ни слова о том, что негодна сама система управления страной и ее экономикой. И, как ее ни улучшай, как ни снимай запреты, чтобы устоять, она породит сотни новых.

В начале мая Владимир Путин может презентовать свою новую программу действий на посту главы государства. Это будет четвертой попыткой представить некий план. Каждый раз в новой форме с претензией на авангардность.

Первая попытка провалилась прошлой осенью, тогда Путин планировал сделать свою программу в виде свода неких народных инициатив. Инициативы собирали переписчики по городам и селам, но в итоге получилось что-то совсем уж позорное, что постарались скорее забыть навечно.

Вторая попытка была связана с переписыванием «Стратегии-2020» учеными, но они, как ни старались, не смогли не потребовать предоставления разных неисполнимых свобод. Еще была попытка облечь давно ожидаемый «план Путина» в форму публицистических выступлений по разным темам в разных газетах. Но на это отклик был какой-то вялый… Оставался, однако, еще один козырь — организованное Путиным Агентство стратегических инициатив (АСИ). Ему пару месяцев назад Путин поручил написать что-то вроде программы уже не от имени простого народа, не с «ученой колокольни», а как бы от реального бизнеса.

Закипела работа. Название было выбрано, как и хотелось, видимо, одновременно и броское, и наукообразное: «Национальная предпринимательская инициатива (НПИ) «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации». Были сформированы в АСИ рабочие группы, которые к сегодняшнему дню изготовили первые четыре «дорожные карты» в рамках НПИ: «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» и «Совершенствование таможенного администрирования». Сколько всего будет карт — 36, 52 или другое количество — пока не сообщается. Готовые карты одновременно рекламировали сотрудники АСИ на совместной с газетой «Ведомости» конференции и лично Путин на коллегии Минэкономразвития.

Конференцию зампред правительства РФ Игорь Шувалов начал с объявления, что «до 2007 года мы занимались созданием институциональной среды, сейчас мы вступаем в гонку за глобальный капитал». Надо полагать, наверное, что среда создана, теперь гонка разгорается. Со стороны все, правда, выглядит иначе. До 2007 года были дешевые американские и прочие кредиты, которые наши структуры умели брать и выгодно перераспределять. Структуры остались, но кредиты как-то стали испаряться. А деньги нужны. Приходится думать, как это ни противно, о каких-то доселе неведомых способах их привлечения, кроме привычной поэтапной модернизации процентов из, скажем, четырех в десять и далее по цепочке. Вот вступление в гонку капиталов видно невооруженным глазом, но это какое-то не то состязание: мы первые по чистым пропускам и ошибкам, по эмиграции денег из страны…

Понятно, что Шувалов имел в виду другую гонку — по привлечению денег к нам. Чего после 2007-го никак не наблюдается. Хотя замминистра экономического развития Станислав Воскресенский где-то добыл статистику, согласно которой Россия входит «в число первых 25 стран, которые активно улучшают свою инвестиционную привлекательность».

Тем не менее ясно, что надо исправлять ситуацию. Что в таких случаях у нас положено делать? Писать очередную концепцию (90-е), программу средне- или долгосрочную (рубеж нулевых), стратегию (еще вчера). Так как это все уже оскомину набило, нашли как бы новый термин — «дорожные карты».

В то же время, пока Шувалов и Воскресенский говорили о гонке капиталов, на коллегии Минэкономразвития Путин объявил, что «чиновники федерального уровня обязаны будут выполнять требования бизнеса, изложенные в дорожных картах Агентства стратегических инициатив (АСИ)». Добавил, что 3 мая на заседании наблюдательного совета АСИ будут предметно рассмотрены первые четыре дорожные карты и «...считаю правильным затем утвердить эти дорожные карты».

Ранее Путин говорил, что по этим картам в ближайшие годы будет работать правительство. Что это, если не конкретный план, программа и концепция Путина в одном флаконе?

Судя по сообщениям с мест, в составлении этих карт в самом деле принимал участие бизнес. В них можно найти немало действительно разумных предложений. К примеру, по строительству даже предлагается переход на уведомительный порядок начала работ. Во всех картах прописано по датам, когда и сколько сократить всякого рода административных барьеров, на сколько дней ускорит работы отмена тех или иных бюрократических проволочек и требований. Вообще

в картах собраны хорошо известные бизнесу замечания про многочисленные глупые процедуры, которые не имеют часто никакого другого смысла, кроме как сделать существование бизнеса в России невыносимым и заставить его бежать со всеми пожитками подальше от вертикали власти.

Можно, конечно, отыскать в многостраничных документах и поводы для насмешек или придирок, но в общем все описанное там очевидно. Другое дело, и это важнее, и в этом суть, кажется, долгожданного «плана Путина» (если избранный президент впоследствии согласится признать карты своим планом) — то, чего в картах нет даже намеком. А нет там и тени мысли про то, что негодна сама система управления страной и ее экономикой. И как ее ни полируй, как ни снимай запреты-препоны-барьеры десятками и сотнями в год-месяц или за день, а она породит новые закавыки, чтобы устоять.

Что-то подобное было на излете СССР. Тогда власти тоже хотели улучшить систему, не затрагивая основ, и придумали хозрасчет-1, хозрасчет-2, которые стали внедрять повсеместно. Не помогло — страна все равно разорилась и рассыпалась.

Теперь многие бизнесмены, когда откровенничают про то, почему они массово удирают хоть в Китай, хоть в Чехию, все-таки говорят прежде про налоги, про идиотизм повышения страховых взносов. Еще про то, что уже сейчас в России остается только аффилированный с властью или сырьевой (а это чаще всего одно и то же) бизнес. Говорят, что складывается впечатление, будто власти строят такую страну: карманный сырьевой бизнес и максимально раздутый бюджетный сектор. Доминирование в экономике этих двух видов гарантирует, наверное, считает власть, высокую лояльность оставшегося населения. На практике эта тенденция находит косвенное отражение уже и в статистике: основным потребителем российских товаров и услуг становится государство (повышение пособий, пенсий и зарплат не дает более, чем микроскопического повышения покупательской способности людей). То есть

государство само инвестирует, само рулит производством продукции или услуг и само же все это и потребляет. Под увлекательные разговоры про «гонку за капиталами». В такую экономику хотят призвать инвесторов?

В том же строительстве, бесспорно, надо снимать препоны для застройщиков. Но, во-первых, кажется резонным делать это с учетом организации равного доступа, то есть конкуренции на строительном рынке. В подготовке «дорожной карты» участвовали успешные бизнесмены, им действительно противны глупые чиновничьи барьеры, что они и записали, но у них не может быть интереса в размножении себе подобных и выращивании себе конкурентов. Про что и не написали. Кроме того, самым главным ограничителем того же строительства является неплатежеспособность большинства граждан (платежеспособные чаще предпочитают покупать недвижимость за границей). Вот какую задачу надо бы решать, если буквально воспринимать название АСИ — как именно стратегических инициатив.

Проблемы с подключениями к энергосетям тоже, без преувеличений, изматывают бизнес. Но вот еще банальная картинка с энерговыставки. Попробуйте договориться о визите по делу в энергокомпанию — и почти всегда получите ответ, что по этому вопросу — в такие дни и часы, по такому — тогда-то, хотя вы, по сути, хотите им свои деньги передать. То есть

у компаний этих нет стимулов для работы с клиентами из числа малого и среднего бизнеса. А нет стимулов — снимайте хоть пачками препоны, все равно новые появятся. И, наоборот, будет интерес — никакие «дорожные карты» не понадобятся. Однако о создании системы стимулов не пишут авторы карт. Только вот ведь как: нет стимулов — нет и рынка, иначе не бывает. А нет рынка — не жди приличных инвесторов.

Много правильных слов сказано и о работе таможни. Не сказано, правда, того, о чем в начале нулевых прямо говорили в Минэкономики и в правительстве вообще, всерьез считая, как бы взять и на пару лет закрыть таможню, которая не реформируема, где надо всех попросить выйти навсегда и набрать новых сотрудников. Думали, что надо отнять у таможенников право решать по своему разумению, к кому какие правила когда применять. А пока не робот за тысячу километров методом случайных чисел выдает приказ посту у первой, скажем машины, досмотреть только колеса, потом пять пропустить свободно, а шестую направить на полный досмотр, а служивый дядя решает, с кем как поступить, то толку не будет. Но в те былинные времена вообще думали, что надо отнять у бюрократии многие полномочия и максимально лишить ее прав на принятие решений. Теперь права служб и структур по умолчанию считаются незыблемыми. Предложения же по дальнейшему улучшению их деятельности, в том числе нормальные предложения, всесильные структуры готовы милостиво рассматривать.

Тем не менее разумные зерна есть в «дорожных картах» о таможне, о строительстве, об энергетике. Более странной кажется разве «дорожная карта» проекта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Там вежливо, почти стыдливо говорится, что надо бы начать возвращать НДС, как принято в приличных странах. Но основная часть этой карты состоит из пожеланий типа «…подготовить серии печатных изданий по вопросам торговой политики для бизнеса (докладов и рекомендаций), провести обучающие «круглые столы», семинары, конференции по вопросам защиты российских участников ВЭД». Декларируется, что такого рода меры каким-то волшебным образом позволят резко увеличить число несырьевых российских экспортеров. Но не уточняется: чем конкретно торговать собрались?

Хотя есть основания полагать, что с легкой руки Путина в России скоро начнется массовое производство «дорожных карт» по самым разным поводам, от зубоврачевания до упрощения доступа к производству зенитных комплексов. И кто-то непременно вспомнит, что такие интеллектуальные продукты тоже ведь можно за границу продавать, если препоны снять для торговой деятельности.