Газета.Ru в Telegram

Закон для спойлеров

С партиями при Володине будет как при Суркове

Сомнительно, что по обновленному Медведевым закону зарегистрируют хотя бы одну действительно оппозиционную новую партию.

Изменение законодательства о политических партиях входит в пакет мер, оглашенных Дмитрием Медведевым в его послании к Федеральному собранию 22 декабря прошлого года, в промежутке между митингами на Болотной и проспекте Сахарова. Другие предложенные реформы – восстановление губернаторских выборов с «президентским фильтром» и изменение избирательной системы на парламентских выборах – пока еще не получили сколько-нибудь ясного законодательного оформления.

С этой точки зрения ситуация с партиями выглядит куда более благоприятной: законопроект опубликован, достаточно ясен по содержанию и вскоре станет предметом рассмотрения в Думе. К сожалению, обсуждение этой инициативы пока остается на уровне эмоциональной дискуссии на весьма узкую тему требований к численности партий. Понятно, однако, что реальная экспертная оценка должна быть комплексной, и ниже я попытаюсь ее дать.

Внесенный в Думу законопроект представляет собой ряд поправок к действующему федеральному закону «О политических партиях». Эти поправки весьма лаконичны: общий объем законопроекта – 677 слов, в то время как в самом ФЗ (в последней его редакции) – 18 132. Уже отсюда ясно, что

поправки модифицируют действующий закон по нескольким параметрам, оставляя в неприкосновенности его основное содержание.

В действительности только один из изменяемых параметров имеет принципиальное значение. Это как раз требование к минимальной численности членов партии, достаточной для регистрации: с 1 января 2013 года она снижается с нынешних 40 тысяч до 500. При этом отменяются ранее существовавшие требования к численности региональных отделений.

Должен подчеркнуть: это важный шаг вперед. Действовавшие ранее требования к численности партий делали создание новых партий невыполнимой миссией. Теперь создавать партии стало как будто легко. Настолько легко, что в рядах думской «легальной оппозиции» раздаются голоса о том, что планку надо поднять с 500 до 5000 членов. Это и понятно: именно «легальная оппозиция» в первую очередь столкнется с конкуренцией со стороны новых партий. Думаю, что в итоге думских дискуссий планка будет поднята. Вкратце замечу, что называемую «оппозиционерами» цифру – 5000 – я нахожу завышенной. Но, в принципе, некоторое повышение требований, скажем, до 2000, я счел бы приемлемым.

Практика функционирования электоральной демократии в 90-х гг. показала, что именно актива общей численностью 1500–2000 человек вполне достаточно для того, чтобы поддерживать нормальную деятельность общероссийской политической организации.

Проблема, однако, состоит в том, что требования к численности были важным, но отнюдь не единственным и даже не самым распространенным основанием, по которому новосозданные партии в последние годы получали отказы в регистрации. Были и другие. Ни одно из этих оснований не устраняется внесенным в Думу законопроектом. Чтобы понять их, надо проанализировать заложенную в закон «О политических партиях» процедуру регистрации. Она начинается с создания оргкомитета, который сообщает о начале своей деятельности в Минюст, куда подается несколько документов, а также гражданам России путем публикации сообщения в прессе. На этом этапе все легко, потому что требуемая численность оргкомитета – всего 10 человек, и тут особых сложностей, как правило, не возникает. Однако и партии пока нет: осуществлять сколько-нибудь серьезную деятельность, в том числе участвовать в выборах, она сможет только после получения государственной регистрации.

Реальная работа начинается с подготовки учредительного съезда. В учредительном съезде должны принять участие делегаты, представляющие не менее 42 регионов России и, как правило, проживающие в этих регионах на постоянной основе, причем от каждого из этих регионов должно быть не менее двух делегатов. Раньше требовалось трое, и это второе существенное изменение, принесенное законопроектом. Казалось бы, что может быть проще?

На самом деле тут есть проблема. Состоит она в том, что слово «делегат» по смыслу (и по интерпретации закона, которой всегда придерживался Минюст) предполагает некую процедуру делегирования. В каждом из 42 регионов должны быть проведены собрания граждан для избрания делегатов на съезд. Процедура избрания должна быть зафиксирована в протоколе. Оргкомитету надо не только провести эти собрания (что предполагает, между прочим, аренду помещений в 42 субъектах федерации), но и, что гораздо важнее, позаботиться о том, чтобы протоколы в точности соответствовали ожиданиям чиновников Минюста. А надо сказать, что эти ожидания никак не регламентированы законом и в некоторых случаях, когда партия чем-то не нравится властям, весьма произвольны. Но если хотя бы в одном из 42 регионов собрание признано нелегитимным, то нелегитимным становится и учредительный съезд в целом. Регистрации такой партии не видать.

Естественно, что если такие требования предъявляются к собраниям в регионах, то требования к самому съезду не меньшие. Здесь все должно протоколироваться с абсолютной, нечеловеческой точностью. На съезде, как правило, присутствует представитель Минюста, который наблюдает, но помалкивает, потому что претензии будут предъявлены уже позднее, на этапе рассмотрения документов. Скажем, может выясниться, что какое-то из важных голосований было проведено с процедурным нарушением. И эти претензии, естественно, тоже могут послужить основанием для отказа в регистрации.

Важной задачей учредительного съезда является принятие программы и устава партии. Поскольку в законе довольно жестко регламентируются цели и задачи партийной деятельности в РФ, то большого простора для фантазии у создателей партии нет, прежде всего, надо тщательно воспроизвести формулировки закона. Беда в том, что у чиновников могут быть на этот счет гораздо более конкретные представления, узнать о которых заранее невозможно. Кроме того, эти представления меняются. Скажем, учредители «Великой России» просто скопировали устав «Справедливой России», но это им не помогло.

С программой попроще, однако и в ней чиновники могут обнаружить нечто такое, что, по их мнению, не соответствует какому-то из действующих законов. В частности, в России действует весьма изощренное законодательство об экстремизме, под которое при желании можно подвести почти любую формулировку. Но это необязательно:

в свое время Минюст отказал в регистрации устава одного общественного движения на том основании, что документ вступил в противоречие со ст. 57 закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».

Предположим, однако, что создатели партии успешно прошли через все эти мытарства и получили вожделенное свидетельство о государственной регистрации. Увы, это не конец истории, потому что в течение шести месяцев после радостного события партия должна зарегистрировать отделения не менее чем в половине регионов России и подать в Минюст соответствующие документы. Естественно, что региональные отделения Минюста будут подходить к регистрации отделений тщательно, вдумчиво. И вполне возможно, что набрать требуемое количество отделений не удастся. Однако тогда документ о государственной регистрации партии аннулируется. Начинай все сначала.

Надо сказать, что и после окончательной регистрации, дающей право на участие в выборах, надеяться на легкую жизнь свежеиспеченным партийцам не стоит, потому что закон «О политических партиях» устанавливает весьма обширный перечень оснований, по которым регистрация может быть отменена. В новой редакции закона никакого смягчения этих оснований не предполагается, за исключением одного – партия будет обязана подавать финансовую отчетность не ежегодно, а раз в три года. Это третье и, собственно, последнее существенное изменение, которое дает медведевская реформа.

Думаю, этого краткого очерка достаточно, чтобы высказать общее суждение о смысле законопроекта. Облегчает ли он создание политических партий? Да, облегчает. Но каких? Из проделанного анализа видно, что тернистый путь к созданию партии может быть успешно пройден только в том случае, если ни на одном из его этапов чиновники Минюста не будут пристально всматриваться в предлагаемые их вниманию документы. Потому что если они будут всматриваться, то обязательно найдут какую-нибудь маленькую, техническую загвоздку, которая – вот ведь беда какая – именно данную партию и в данный момент зарегистрировать не позволяет.

Можно без особых колебаний предположить, что партии, документы которых не будут вызывать пристального внимания чиновников Минюста, будут относиться к категории безобидных или даже полезных политтехнологических проектов.

Вот, например, уже объявило о своих планах преобразоваться в партию движение «Зеленые», которое когда-то партией уже было и участвовало во многих выборах, неизменно поддерживая любые существовавшие на тот момент власти. Потом пришлось преобразоваться в движение из-за требований по численности партий. Но пробил час, и вот уже «зеленые» вновь в строю и – вы удивитесь? – поддерживают кандидатуру Путина на президентских выборах. Таких «партий» бравые политтехнологи, страстно соскучившиеся по хорошо оплачиваемой работе, настрогают многие десятки, одних только «либеральных» – не меньше дюжины: спойлеры, спойлеры спойлеров и спойлеры спойлеров спойлеров.

Однако я серьезно сомневаюсь, что по обновленному закону зарегистрируют хотя бы одну действительно оппозиционную новую партию. Могут, конечно, но только по договоренности с человеком, который теперь отвечает за партийную систему, то есть с Вячеславом Володиным. То есть оппозиционной в полном смысле слова эта партия уже не будет. Иначе о чем договариваться? В этом смысле все останется так же, как и при предшественнике Володина Владиславе Суркове.

Закон о партиях 2001 года с самого начала был репрессивным, а позднейшие поправки, особенно начиная с 2005 года, окончательно превратили его в инструмент контроля и подавления оппозиции.

Этот закон надо отменять в целом, а не пытаться исправить его частными улучшениями, потому что смягчение одной репрессивной нормы оставляет в распоряжении властей целый арсенал альтернативных методов контроля.

Я не сторонник создания партий по уведомительному принципу, считаю какую-то форму государственной регистрации полезной. Но если бы Медведев действительно стремился к либерализации партийного законодательства, то он подошел бы к проблеме иначе.

Репрессивное содержание закона о партиях вытекает из самой его структуры как последовательности сложных условий, контроль над выполнением которых возложен на государственные органы. В демократических условиях, однако, этот контроль должен быть сведен к абсолютному минимуму. Например, базовый механизм создания федеральной партии мог бы выглядеть следующим образом. Сначала регистрируется оргкомитет, он печатает за свой счет бланки петиции о создании партии и раздает их потенциальным сторонникам, те подписывают и нотариально заверяют подписи, а потом возвращают заполненные таким образом бланки в оргкомитет. Когда набирается нужное количество, будь то 500 или 2000, создатели партии отдают в регистрирующий орган комплект петиций с заверенными подписями. После этого партия – без вариантов – должна быть зарегистрирована. Просто и эффективно: именно так, как не нужно российским властям. Им нужно, чтобы было сложно и с возможностью смухлевать.

Новости и материалы
Путин выступил с обращением на День защитника Отечества
Путин поздравил участников СВО с Днем защитника Отечества
Экс-глава IIHF на русском языке пожелал удачи Овечкину в погоне за Гретцки
В Госдепе заявили об ужесточении режима санкций против России
Путин: доля современного вооружения в ядерном арсенале РФ приближается к 100%
Российская теннисистка призналась, что ей снятся кошмары из-за поражений
В США арестован бывший совладелец «Открытия»
Теряющая память пенсионерка чуть не получила обморожение, выйдя из дома без верхней одежды
США не диктуют союзникам, какое оружие поставлять на Украину
Радимов предрек «Спартаку» крупное поражение от «Зенита» в РПЛ
В российском регионе 12-летняя девочка провалилась под лед
Создана нейросеть, генерирующая изображения в пять раз быстрее конкурентов
Противоречивую игру Super Meat Boy Forever дарят всем желающим в магазине EGS
Байден встретился с Навальной
США выступили против «фальшивого мира» на Украине
Петербургский школьник попал в реанимацию с травмой головы из-за гололеда
Новый складной смартфон Google с «потолстевшей» камерой показали на фото
Российский футболист вышел в 1/8 Лиги Европы вместе со своим клубом
Все новости