Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Неготовность № 1

Более 10% отечественных предпринимателей не видят никаких преимуществ от присоединения России к ВТО

За 18 лет российский бизнес так и не успел подготовиться к работе по правилам ВТО и боится, что иностранные конкуренты потеснят его на внутреннем рынке.

В Женеве на заседании Восьмой министерской конференции ВТО 16 декабря состоялось то, к чему так долго готовилась Россия: члены ВТО пригласили нашу страну стать полноправным членом организации.

Впереди остается ратификация пакета соглашений в самой России, которая должна быть завершена к июню 2012 года. Таким образом, страна находится в нескольких месяцах от членства в ВТО.

Стремительное завершение переговорного процесса в течение последних полутора лет после 18-летней саги стало для многих неожиданностью. Эксперты, представители бизнеса, общественности, чиновники не перестают обсуждать последствия присоединения к ВТО, хотя почти никто, за исключением переговорщиков, достоверно не знает всего объема обязательств страны.

Большинство специалистов сходится на том, что присоединение к ВТО благоприятно скажется на росте ВВП в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в то время как в краткосрочном аспекте возможны проблемы в ряде отраслей. Речь идет, прежде всего, об отечественной промышленности.

Присоединение к ВТО вызовет снижение ставок ввозных таможенных пошлин по многим кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). В среднем ставки ввозных таможенных пошлин на все товары снизятся с 10,0% до 7,8%. К примеру, средний уровень связывания на сельскохозяйственную продукцию составит 10,8% (сегодня – 13,2%), на промышленные товары – 7,3% (сегодня 9,5%). При этом по отдельным товарным подсубпозициям произойдет снижение на 10–15%, что существенно ослабит тарифную защиту целого ряда отраслей народного хозяйства.

Однако каково отношение самих компаний к присоединению к ВТО? В апреле — июне 2011 года Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования провел опрос среди ведущих российских промышленных компаний с целью выяснения их взгляда на преимущества и недостатки от присоединения страны к ВТО.

В результате проведения исследования были получены ответы от компаний, представляющих такие отрасли экономики, как металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, авиационная промышленность, электронная промышленность, нефтяная промышленность, химическая промышленность, сельхозмашиностроение и ряд других.

Ключевые преимущества от присоединения к ВТО основная часть отечественных компаний видит в снижении или отмене ввозных таможенных пошлин на современное технологическое оборудование и комплектующие.

Эти ответы набрали, соответственно, 19% и 16% голосов.

Основные фонды большинства отечественных компаний физически и морально давно устарели и нуждаются в замене. Производство современной конкурентоспособной продукции требует использования не только высокотехнологичного оборудования, но также и различных компонентов и материалов, которые часто в России не производятся.

Таким образом, участники опроса недвусмысленно указывают на важную роль, которую присоединение к ВТО может сыграть в ускорении процесса модернизации отечественной экономики.

Возможность использования инструментов ВТО для борьбы с дискриминацией компании на внешних рынках также является важным аргументом в пользу присоединения к ВТО. Этот вариант ответа набрал 14% голосов. Аргумент защиты национальных производителей на внешних рынках часто использовался как одно из ключевых обоснований в целом от присоединения страны к ВТО.

Членство в торговой организации, несомненно, приведет к снижению дискриминации таких отраслей, как металлургия, химическая промышленность, производство удобрений. Однако ключевая сфера российского экспорта – нефтегазовая отрасль – может получить лишь косвенные преимущества от присоединения с точки зрения защиты от дискриминации. Регулирование доступа на рынки энергетики пока находится вне рамок обсуждений ВТО.

11% респондентов отметили в качестве преимущества от присоединения России к ВТО формирование современной нормативно-правовой среды в торговой сфере, а 8% указали на важность повышения прозрачности регулирования внешней торговли.

Такой ответ, как повышение инвестиционной привлекательности отрасли, набрал лишь 8% ответов, что свидетельствует о достаточно скептическом отношении со стороны участников опроса к улучшению инвестиционного климата в связи с присоединением России к ВТО.

Возможность участия в государственных закупках за рубежом на равных условиях с иностранными компаниями в качестве преимущества отметили 5% респондентов, что, по-видимому, является приоритетом лишь для малой части опрошенных компаний. В то же время рынок государственных закупок является одним из самых емких в общей структуре мировой торговли. По оценкам ВТО, государственные закупки составляют порядка 10–15% от объема ВВП во многих странах. Россия пока не приняла участие в Соглашении ВТО по правительственным закупкам (оно входит в пакет необязательных соглашений ВТО).

Ни одна из компаний, участвовавших в исследовании, не назвала повышение защиты интеллектуальной собственности компании как преимущество от присоединения к ВТО. Данный результат объясняется как отраслевой спецификой компаний-респондентов, так и характеризует структуру российского экспорта в целом. Объемы экспорта высокотехнологичной продукции в нашей стране чрезвычайно малы. Это кардинально контрастирует с интересами, к примеру, американских и европейских компаний, для которых защита интеллектуальной собственности на зарубежных рынках является одним из ключевых элементов всей системы ВТО. Для 11% ответивших преимущества от присоединения России к ВТО вообще отсутствуют.

Безусловно, членство в ВТО имеет свою цену, которую приходится платить за «входной билет». Основным риском от присоединения к ВТО российский бизнес считает возможное сокращение доли отечественного производителя на внутреннем рынке. Так ответили 24% компаний-респондентов (см. график 2). Вторым по популярности стал ответ о снижении возможности использовать таможенный тариф в качестве элемента защиты отрасли (22%).

Не являясь членом ВТО, Россия имела уникальную в современном мире возможность корректировки ставок таможенных пошлин по своему усмотрению. Действительно, это очень удобно и эффективно. Представители отрасли обращаются в правительство РФ с заявкой о повышении ставок ввозных таможенных пошлин в целях защиты и поддержки национальной промышленности, и правительство, рассмотрев в установленном порядке запрос, как правило, шло навстречу.

Однако вся логика системы ГАТТ/ВТО направлена на то, чтобы минимизировать возможность таких действий со стороны стран-членов. Снижение барьеров во внешней торговле в виде высоких тарифов или нетарифных мер является основной задачей ВТО. Собственно, ради этого вся система и создавалась.

20% компаний указали не негативные последствия возможного снижения ставок ввозных таможенных пошлин на основную продукцию отрасли. Данный вариант ответа выбрали, прежде всего, организации, для которых сегодня характерен высокий уровень тарифной защиты.

Для 15% компаний негативные последствия выражаются в неопределенности в условиях присоединения России к ВТО. А 12% респондентов в качестве риска рассматривают возможное ослабление конкурентоспособности отрасли по сравнению с зарубежными предприятиями.

В российских компаниях запрос на протекционистские меры остается высоким. Согласно «7th Report on Potentially Trade Protective Measures», подготовленному Европейской комиссией осенью 2010 года, Россия стала мировым лидером по использованию протекционистских мер во внешней торговле (73 меры).

Следует признать, что многим отечественным компаниям, привыкшим действовать в условиях высокой тарифной защиты, достаточно сложно конкурировать с зарубежными производителями. Причем сложно как технологически, так и по уровню качества и себестоимости продукции.

Можно предположить, что лишившись в среднесрочной перспективе тарифного инструмента защиты, компании начнут искать другие варианты протекционизма, разрешенные правилами ВТО.
Результаты исследования подтверждают этот вывод: 67% участников опроса указали на необходимость защиты своих отраслей в виде специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер.

Такие меры разрешены ст. 6 ГАТТ и активно используются всеми членами ВТО. В Таможенном союзе также существует соответствующая нормативно-правовая база.

Респондентам было предложено указать, какие из защитных мер они считают необходимым ввести в своих отраслях (можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Наибольшую популярность у участников опроса вызывают специальные защитные меры (см. график 3): 58% респондентов указали их в качестве необходимых для введения для защиты своих отраслей. Специфика специальных защитных мер заключается в том, что они применяются «против всех», т. е. приводят к введению ограничительных мер в отношении всего импорта по рассматриваемым товарам. В ВТО использование специальных защитных мер считается исключительным средством защиты.

На втором месте следуют антидемпинговые меры с 42% голосов. Они являются более совершенным инструментом защиты и применяются, как правило, в отношении определенных компаний или стран, использующих демпинг для увеличения своей доли на рынке определенной страны. Антидемпинговые меры являются самыми распространенными в практике ВТО на сегодняшний день.

Компенсационные меры набрали всего 25% ответов. Этот метод защиты также широко используется странами — членами ВТО, хотя в России до настоящего времени не было проведено ни одного компенсационного расследования.

Более того, ряд отраслей в преддверии вступления в ВТО уже начали проводить защитные расследования. Так, Минпромторгом России только в течение осени было возбуждено четыре расследования. В частности, начато антидемпинговое расследование в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики (уведомление от 23.11.11); антидемпинговое расследование в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Германии, Италии, Польши и Турции и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (уведомление от 16.11.11); специальное защитное расследование в отношении импорта графитированных электродов на единую таможенную территорию Таможенного союза (31.08.11); антидемпинговое расследование в отношении графитированных электродов, происходящих из Индии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (30.08.11). В целом

представители высшего управленческого звена большинства отечественных отраслей не готовы к работе в условиях требований и правил ВТО.

Умением защищаться по правилам ВТО могут похвастаться субъекты небольшого количества отраслей. Наиболее активные и опытные отрасли в России с точки зрения защиты – это металлургия и производители трубной промышленности. Кроме того, членство в ВТО дает возможность оспаривать результаты расследований с использованием органа по урегулированию торговых споров ВТО. И здесь еще нужно будет отстоять свою позицию, что далеко не просто.

Умение защищаться – не самый важный навык в ВТО. Отечественные компании должны научиться получать выгоду от участия в международной торговой системе. Иначе зачем вступать в организацию?

При проведении исследования и общении с представителями бизнес-структур, работающих в различных отраслях, выяснилось, что значительная часть компаний затруднилась предоставить квалифицированные комментарии на поставленные вопросы ввиду отсутствия профильных специалистов в штате предприятия. В отдельных случаях анкета направлялась представителям по работе с общественностью, GR-менеджерам, в отделы логистики, маркетинга, главным бухгалтерам, техническим директорам, юристам.

Данное положение вещей резко контрастирует с практикой ведущих мировых компаний, в которых сложился круг специалистов по вопросам доступа на внешние рынки и защиты национального рынка.

Значительная часть отечественных компаний будет неспособна не только воспользоваться преимуществом от участия в ВТО для защиты своих интересов на внешних рынках, но также и столкнется с серьезными трудностями в защите внутреннего рынка по правилам Всемирной торговой организации.

Автор — директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Новости и материалы
Москвичке во время депиляции сожгли ногу в салоне, вылив на нее кипящий воск
Транзит судов через Дарданеллы приостановили
В Дагестане задержали еще десять фигурантов по делу о крупном хищении
В Совфеде рассказали об очень болезненном шаге России для США
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплытие
Семья уговорила бывшего госминистра Карабаха Варданяна прекратить голодовку
14 игроков клуба РПЛ отравились перед матчем 25 апреля
Выросло число жертв после действий военных в Херсонской области
Звезды рассказали, чем займутся вместо шашлыков на майских праздниках
Мединский рассказал о деталях переговоров с Украиной в 2022 году
Овечкин одним словом оценил высказывания тренера о своей форме
Звезда КВН рассказал о судьбе передачи без Маслякова
Власти США назвали приоритет в вопросе оружейных поставок Киеву
Авторы Fallout 4 обманули российских геймеров по поводу русской озвучки
Экспертизы не подтвердили взрыва на борту Ту-154 Леха Качиньского
В России зарплатные долги достигли минимума за 20 лет
В Совбезе указали на государственные риски миграционного кризиса
«Спартаку» предрекли чемпионство в следующем сезоне
Все новости