22 ноября 2017

 $59.17€69.46

18+

Признать не строить

Одного лишь международного признания государства недостаточно для успешного госстроительства

Фотография: Reuters

Санкция ООН на независимость Палестины в нынешних условиях приведет лишь к созданию еще одного квазигосударства и эскалации напряженности на Ближнем Востоке.

В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке начались экстренные международные консультации в связи с намерением главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса поставить в ближайшие дни перед Генеральной ассамблеей вопрос о признании независимости палестинского государства. Цель консультаций — убедить Аббаса отказаться от своего намерения. США, обещавшие ветировать вопрос об одностороннем признании независимости Палестины в Совете Безопасности, предлагают компромисс: Палестина получит в ООН статус государства-наблюдателя, вернется за стол переговоров и признает национальный характер государства Израиль. В консультациях в Нью-Йорке участвуют израильские и палестинские представители, и международные посредники со стороны ООН, США, России и ЕС.

США считают, что палестинское государство должно быть создано не в одностороннем порядке, а как результат израильско-палестинских переговоров.

Ситуация осложняется внутрипалестинским расколом: сектор Газа контролирует движение ХАМАС, считающееся в США террористической организацией, не признающее ни палестинскую администрацию во главе с Махмудом Аббасом, ни право Израиля на существование.

Механизм голосования в ООН таков, что даже если Совет Безопасности заблокирует предложение Аббаса (а это неизбежно — США, как постоянный член Совбеза, имеют право вето), оно может быть принято двумя третями стран — членов организации. При этом санкция ООН на палестинскую независимость в нынешних условиях приведет лишь к созданию еще одного квазигосударства и эскалации напряженности на Ближнем Востоке. Попытки отдельных арабских стран и Лиги арабских государств преодолеть внутрипалестинский раскол не увенчались успехом. Администрация Махмуда Аббаса не в состоянии строить палестинское государство, поскольку оно критически зависит от иностранной финансовой помощи и поскольку эта администрация не контролирует всю территорию будущей страны.

После распада СССР проблема т. н. несостоявшихся государств (failed states) в мире явно обострилась. На примере Южной Осетии и Абхазии видно, что формальное признание их независимости ключевым донором (обе страны получают вспомоществование из России) даже снижает их шансы на успешное строительство самостоятельных государств. У Абхазии, если она сможет воспользоваться своими природными ресурсами и возможностями развития туристического бизнеса, еще есть перспективы, но пока этого не дает делать Россия, превращая территорию республики в зону своих военных и бизнес-интересов. У Южной Осетии вообще нет фундамента для создания национальной экономики. А без национальной экономики, пусть даже предельно отсталой, полноценное самостоятельное государство в современном мире немыслимо.

У ведущих мировых держав и региональных организаций крайне мало возможностей цивилизовать такие квазигосударства — слишком много других экономических и геополитических проблем.

Именно поэтому и международное сообщество, и лидеры националистических движений, стремящиеся изменить статус-кво и получить право на образование новых государств, должны отдавать себе отчет, как подобные решения скажутся на жителях таких территорий. Такие шаги должны быть результатом сложного политического переговорного процесса и доброй воли, как это случилось недавно в мирно разделившемся Судане, пережившем до этого долгую и кровопролитную гражданскую войну.

Появление новых государств не самоцель: гораздо важнее уровень жизни и порядки, которые царят на каждой конкретной территории независимо от ее политического статуса.

  • Livejournal
ТАКЖЕ ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.