Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Эксперимент над родиной президентов

Полтавченко станет первым питерским градоначальником, к назначению которого горожане не имели ни малейшего касательства

Спецоперация по назначению нового главы Петербурга напомнила, как узок круг московских петербуржцев и как мало в этом кругу считаются с гражданами родного города.

О том, что инаугурация Георгия Полтавченко состоится 31 августа, спикер петербургского парламента Вадим Тюльпанов оповестил публику еще до того, как список претендентов в петербургские губернаторы был установленным порядком утвержден и отправлен в Москву на рассмотрение президента.

Если график будет соблюден, то между ритуальными муниципальными выборами, открывшими прежней петербургской градоначальнице дорогу в верхнюю палату, и введением в должность ее неожиданного преемника пройдет всего десять дней.

Предельная сжатость сроков, отведенных на формальности, исключает сколько-нибудь развернутую пиар-обработку общественного мнения. Минимум акций по ознакомлению с вверяемым мегаполисом (краткая экскурсия в метро, проход по городским дворам, участие в церемонии открытия физкультурных комплексов). Минимум программных заявлений (всюду довольно чисто, но убирать можно и лучше; дети должны заниматься спортом; город следует хорошо готовить к зиме).

Заданный сверху стремительный темп смены петербургской власти идеально гармонирует со скромностью идейного багажа, которым на сегодня располагает приступающее к работе первое лицо второй столицы: ему ведь еще не доводилось править городами, а тем более готовить для этого какие-то программные разработки. Обретением публичного лица и управленческих установок можно будет без спешки заняться потом, уже в процессе руководства Петербургом.

Выдвижение в петербургские губернаторы именно Георгия Полтавченко, которое в первый момент показалось большинству экспертов почти невероятным, при более пристальном рассмотрении кажется скорее очевидным.

Список требований к претендентам на пост такого уровня за последние 10–12 лет определился твердо. Это должен быть московский петербуржец, безупречно лояльный Путину и давно с ним знакомый, желательно (хотя и не совсем обязательно) выходец из спецслужб или правоохранительной системы и, наконец, человек, занимающий достаточно высокую должность, но такую, что его уход оттуда не нанесет особого ущерба. Все прочее, начиная от деловых навыков и кончая умением ладить с президентом Медведевым, – это в лучшем случае плюсы второй категории. А то и минусы, например наличие прочных связей с управляемым объектом или чрезмерная популярность среди местных жителей. Кстати, именно поэтому

губернаторские шансы любого из «петербургских петербуржцев» были изначально минимальны.

Так что круг претендентов на эту, как и на прочие высшие государственные должности, очень узок и почти не приспособлен к тому, чтобы с годами расширяться. В данном конкретном случае, чтобы пересчитать реальных кандидатов, хватило бы пальцев одной руки.

Имя Бориса Грызлова называли скорее в шутку: он незаменим как парламентский председатель. Доверие к лояльности Сергея Степашина, видимо, немного не дотянуло до требуемого уровня. Дмитрий Козак, для отвода глаз подававшийся в качестве главного претендента, слишком занят олимпийскими стройками, не говоря уж о таком его недостатке, как тот, что он неплохо известен в Петербурге и пользуется тут авторитетом.

И если всех вышеперечисленных отсеять, то явным фаворитом становится именно Георгий Полтавченко — давний, еще по прежней службе, знакомый национального лидера; отклонений от линии ни разу не допускал; работает на формально высокой, но потерявшей практический смысл должности полпреда по Центральному федеральному округу и по всем пунктам давно заслужил новое назначение.

А прогнозируемая в этом случае проблема – «Единой России» в Петербурге нужен к выборам популярный лидер – легко решается с помощью небольшой хитрости: роль «паровоза» в местном партийном списке может исполнить не новый губернатор, а продолжающий трудиться в Москве Козак.

Остался только вопрос, который в расчет не принимали, однако решать его так или иначе придется. Петербургское губернаторство даже и в наши дни — должность не только бюрократическая, но и политическая, причем с довольно прочными традициями ее исполнения.

За те десятилетия, которые Москвой правил Юрий Лужков, в Петербурге сменились три градоначальника. Анатолий Собчак возглавлял город шесть лет, Владимир Яковлев семь, Валентина Матвиенко восемь. Приход новой фигуры на этот пост всегда был сопряжен со всплеском новых надежд, а потеря ею популярности влекла за собой отставку.

Собчак уже одним своим интеллектуально-агрессивным стилем символизировал слом старой системы и высшей точки своего влияния достиг в исторические дни августа 1991-го, после чего его авторитет плавно снижался, пока не перешел критическую черту.

Яковлев, работая на контрасте, подавал себя как простоватого, но работящего и крепкого хозяйственника. И пока этот образ себя не исчерпал, он пользовался широкой поддержкой и в 2000-м был триумфально переизбран на второй срок, несмотря на явное неодобрение его деятельности новым президентом Путиным. Перевести в Москву с повышением его удалось лишь три года спустя и только после того, как сомнения в яковлевской деловитости проникли в широкие массы горожан.

Матвиенко пришла затем не просто как протеже Москвы, но и как носительница свежих идей. Опережая моду последующих лет, она обещала модернизацию во всех сферах и превращение Петербурга в город европейских стандартов. Уровень ее популярности, даже и на фоне неуклонного погружения городской жизни в застой, долго был удовлетворительным и безнадежно упал только после коммунальной катастрофы двух последних зим.

Очередная смена не только градоначальника, но и управленческого стиля, таким образом, вполне назрела, но готов ли Георгий Полтавченко делать то, чего ждут сегодня петербуржцы от первого лица?

Полтавченко вряд ли стоит рассчитывать на какой-то крупный кредит доверия и запас благожелательности, ведь он первый за два десятилетия петербургский градоначальник, к назначению которого горожане не имели ни малейшего касательства.

При всей наружной пассивности петербургского молчаливого большинства, этот унизительный для северной столицы факт будет все время о себе напоминать.

Раньше Георгий Полтавченко никогда не проявлял себя как политический деятель, умеющий увлечь за собой людей. Кто знает, может быть, в нем обнаружатся какие-то скрытые до поры резервы. Но пока что эксперименты с продвижением в главы регионов выходцев из чекистской или военной среды были малоуспешными, и часть из них пришлось досрочно прервать.

Тот факт, что первые лица нашего государства готовы экспериментировать над собственной малой родиной с такой же безоглядной легкостью, как и над другими частями страны, говорит о присущей им своеобразной беспристрастности. Осталось выяснить, как оценят эту беспристрастность их бывшие земляки.

Новости и материалы
Глава ЦРУ заявил, что ответственность за теракт в «Крокусе» лежит только на ИГ*
Ученые выяснили, что умные подростки реже страдают от деменции в старости
Психолог предупредила, как цвета могут нанести вред психике ребенка
В кабмине Украины опасаются тяжелой зимы
В Павлограде на юго-востоке Украины произошли взрывы
Варшава заявила, что польско-украинская граница больше не может оставаться заблокированной
Нетаньяху заявил об угрозе существованию Израиля
В США заявили, что Израиль изучает возможность атаковать Иран
США заблокировали резолюцию по принятию Палестины в состав ООН
Назван фаворит в паре полуфинала Лиги чемпионов «ПСЖ» — «Боруссия»
В Канаде поймали шестерых человек, организовавших крупнейшее в истории страны ограбление
ВТБ и JP Morgan подали друг на друга в суд
В ряде регионов Украины объявлена воздушная тревога
Экс-игрок «Спартака» заявил о снижении качества легионеров в КХЛ
Посол Украины призвал Израиль объединить усилия против России и Ирана
Apple сделает iPhone 17 Plus меньше предшественников
Экс-игрок сборной России объяснил, почему «Реал» может выйти в финал ЛЧ
Премьер-министр Молдавии заявил, что считает себя румыном
Все новости