Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рестайлинг феодализма

Очищать феодальный обычай типа техосмотра от коррупции бессмысленно

Усилия президента по кусочкам обновить машину госуправления заходят в тупик одно за другим. Ступор системы техосмотра ― пример, к чему ведут попытки исправить то, что на самом деле надо просто упразднить.

«Государственный технический осмотр транспортных средств» выделяется среди прочих наших порядков и процедур только одним ― наглостью, с которой дикий феодальный обычай живет, здравствует, сам себя поддерживает и даже не пытается прикинуться чем-то современным и полезным. На других участках нашей действительности это принято слегка камуфлировать. А тут ― нет.

Из каждых двухсот аварий всего одна в прошлом году произошла по причине технической неисправности автомобиля. Но даже и эту одну связать хоть как-нибудь с хорошим или плохим прохождением техосмотра никто и не думает. Ведь лицо, выдавшее талон ТО, никакой ответственности за последующие аварии не несет. Соответственно, и вопрос, старательно или не старательно оно проверяло данную машину или даже вовсе в глаза ее не видало, отпадает сам собой.

Сказать, что техосмотр поражен коррупцией, от которой его будто бы надо лечить, значит ставить абсолютно неверный диагноз, за которым может последовать только неверное лечение.

О коррупции имеет смысл говорить, если должностные лица выполняют какую-то целесообразную работу, но занимаются мздоимством. А техосмотр, как и большинство прочих существующих у нас контрольных, надзорных и разрешительных процедур, ничего целесообразного в себе не содержит и существует только ради того, чтобы эти самые должностные лица собирали дань со всех остальных лиц. В эпоху феодализма это так и называлось ― «кормление». Жаль, что этот емкий термин вышел из употребления и вместо него в ходу какие-то слова-обманки. Они только сбивают с толку. В том числе и тех, кто по-своему пытается исправить ситуацию. Например, устраивает антикоррупционые кампании.

Но «очищать» феодальный обычай от коррупции ― только издеваться над людьми. Установка видеокамер и другие антикоррупционые новации в столичной ГИБДД привели лишь к двух-трехкратному росту расценок для тех, кто покупает талон за деньги, и к выматывающим очередям для всех, кто пытается пройти процедуру по формальным правилам. Ведь к работе «по правилам» не приспособлена ни пропускная способность системы, ни, тем более, ее сотрудники, оскорбленные лишением законной, в их глазах, привилегии и функционирующие поэтому в замедленном режиме.

Бессмысленность ТО настолько очевидна, что уже с позапрошлого года в Госдуме циркулируют законопроекты, нацеленные на то, чтобы хоть немного уменьшить масштабы этой беды. А в начале 2010-го приказ как-то модернизировать систему техосмотров впервые отдал Медведев. И в июле 2010-го нижняя палата приняла в первом чтении закон, в значительной мере (хоть и не полностью) выводящий ТО из ведения МВД и позволяющий проводить его в обычных автосервисах. Но дальнейшее прохождение закона увязло в согласованиях со структурами, ничуть не намеренными упускать из рук этот выгодный обычай. Причина не только в том, что

благие пожелания и решения президента у нас вполне позволяется игнорировать, если они бьют по каким-то серьезным интересам, как это случилось, например, с гуманными поправками в УК и УПК, ограничивающими предварительное заключение, которые просто бойкотируются судами.

Но применительно к ситуации с ТО первоначальная позиция Кремля сама была достаточно расплывчатой. В прошлогоднем президентском заключении на думский законопроект, присланном после прохождения первого его чтения, критиковалось позволение делать ТО в автосервисах, как открывающее возможность навязывать платные услуги потребителю. И эти колебания Кремля тоже сыграли роль в том, что закон с тех пор буксует.

Хотя если уж ТО вообще сохранять, то ясно, что в наших реалиях спор может идти только об одном ― кому достанутся эти ежегодные десятки миллиардов рублей, легально или нелегально выкладываемые автовладельцами за исполнение бессмысленного ритуала. И наверно уж лучше, если лишний доход получат те, кто выполняет еще и какую-то полезную работу, чем те, кто ничего полезного выполнять не собирается.

И вот Дмитрий Медведев повторяет сейчас свой призыв исправить ситуацию с ТО и делает при этом шаг вперед в осмыслении самого вопроса. Точнее, полшага. С одной стороны, президент впервые допускает возможность полной отмены техосмотра, демонстрируя стопроцентное понимание сути явления: «Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того чтобы получить никчемную бумажку…» А с другой стороны, это понимание ничуть не мешает президенту допустить и совершенно другую возможность, а именно, «никчемную бумажку» сохранить, но каким-то способом сделать ее получение «беспроблемным для граждан».

Какого-то другого смысла, кроме неуверенности Медведева в собственных возможностях, в этом наборе вариантов увидеть не получается. Ведь «беспроблемность для граждан» ― это, можно сказать, конек наших властей, излюбленное их обещание народу с первых же лет путинской эры.

Из сменяющих друг друга лучезарных посулов можно составить целую брошюру ― от «принципа одного окна» и до «электронного правительства». Все они клонились к избавлению простонародья от застарелых проблем, однако всегда оборачивались созданием новых.

Да и как иначе? Каждая новая проблема для простого человека – это новая феодальная привилегия для чиновника. И до тех пор, пока у нас все решают чиновники, проблем (и, соответственно, привилегий) может становиться только больше.

Даже и отвлекаясь от того, что власть президента неполна, поскольку есть еще и премьер-министр, сами по себе попытки Медведева понемножку, по кирпичику переделать систему одна за другой срываются просто из-за того, что важнейшим узлам этой феодальной системы в современной стране вообще нет места. Они не подлежат переделке и могут быть только упразднены. А какие феодалы добровольно согласятся перестать быть феодалами?

Поэтому для упразднения или хоть реального ослабления даже и такого скромного кусочка системы, как ТО, нужен не просто приказ сверху, но и давление снизу. Автовладельцев десятки миллионов. Их возмущение растет и, может быть, уже начинает перевешивать привычное автоматическое смирение перед феодализмом на дорогах. Только в этом и надежда на то, что новый закон о техосмотре не станет очередным мыльным пузырем и хоть что-нибудь изменит в пользу рядовых людей.

Новости и материалы
В Одессе решили сохранить проспект Гагарина
Словацкий евродепутат пронес на заседание Европарламента голубя
Ученые ускорили производство синтетических алмазов в сотни раз
В России разрабатывается новая линейка морских беспилотников
В Иране состоялась премьера фильма «Опьяненные любовью» с Ханде Эрчел
Счетная палата выяснила, в больницах каких регионов слишком много управленцев
Названа причина, почему болельщики не понимают российских футболистов
Стало известно, на что россияне предпочитают жертвовать на благотворительность
Врачи столкнулись с необычным побочным эффектом при лечении рака
Стали известны подробности морального и физического состояния Тимура Иванова в СИЗО
Новым титульным спонсором Ferrari в «Формуле-1» стала компания из США
Вандалы надругались над могилой основателя группы «Король и Шут»
Комментатор объяснил, почему не верит в «Лос-Анджелес» против Макдэвида
Северо-Западный федеральный округ признали наименее лояльным
В Большом театре состоится премьера «Питер Пэн»
Хуситы атаковали два коммерческих судна и эсминец США
Стало известно, почему «Динамо» переиграло «Оренбург»
Ученые выяснили, что братья мужчин-аваров получали их жен по наследству
Все новости