Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Пятая бензоколонна

Дорогая нефть в мире может обернуться внутриполитическими неприятностями в России

«Газета.Ru» 26.04.2011, 16:56
пользователя petdoc с сайта forums.drom.ru

Топливный кризис в стране-экспортере углеводородов выглядит, на первый взгляд, абсурдно. Однако в России дефицит бензина охватывает все большее число регионов, и эта проблема рискует приобрести политическую окраску. Самое неприятное – хорошего решения у нее нет.

Московские власти успокаивают москвичей, что дефицита топлива в столице не будет. А Федеральная антимонопольная служба ищет виновных в этом дефиците в крупных нефтяных компаниях, полагая, что они вступили в картельный сговор с целью придушить независимые АЗС и обобрать потребителя в регионах. Не исключено, что-то она и найдет — условия в самом деле благоприятны для сговоров. Но фундаментальную проблему это не решит.

Административные указания уже выдавали инстанции пострашнее антимонопольного ведомства — еще зимой сам Владимир Путин требовал от нефтяников объяснений того, почему растут цены на топливо. «Такая постановка вопроса может привести к оправданию дефицита, а на втором этапе — к его созданию», — заявил он 10 февраля на совещании по ТЭК в Питере, проявив фактически дар предвидения. «Второй этап», похоже, наступает сейчас. В крайне неудобный со всех точек зрения момент — начинается посевная, предстоят выборы в Думу.

Итак, предвидение начальство проявляет, но предотвратить ничего пока не может. И ничего удивительного в этом нет.

Рост цен на нефть и нефтепродукты в мире таков, что имеющие возможность продавать топливо на внешнем рынке естественным образом будут наращивать экспорт, тем более когда цены внутри России искусственно сдерживаются.

При некоторых привходящих технического характера вроде ремонта нескольких НПЗ это не может не приводить к дефициту. И первичный сговор здесь не подвластен антимонопольщикам и даже премьер-министру — менеджмент компаний по своей природе должен максимизировать прибыль. В самой стране этого делать не получается, значит, больше будут продавать на внешнем рынке.

Это, собственно, подтверждает и Росстат, по данным которого, экспорт бензина за I квартал вырос в полтора раза. Производство осталось на том же уровне, спрос усилился. Какие еще нужны объяснения возникновения дефицита, непонятно.

Возможной рыночной реакцией, если невозможно резкое увеличение предложения товара, должно было бы стать его подорожание до нахождения равновесной цены. Однако для руководства страны это выглядит неприемлемым сценарием. Рост цен на топливо приведет к усилению социальной напряженности, отразится не только на сельском хозяйстве, но и на всем потребительском секторе. Особенно весело инфляция будет выглядеть на фоне одновременного укрепления рубля. Обострятся и проблемы федерального бюджета.

Подобного рода перемены способны в считанные недели дестабилизировать общественное настроение и развеять надежды на плавное проведение выборов конца 2011 — начала 2012 года.

Вот так обогащение России как экспортирующей углеводороды страны может привести к тяжелым социально-экономическим проблемам, когда она окажется неспособной переварить благоприятную, казалось бы, внешнюю конъюнктуру.

Если кризис будет развиваться и дальше, придется выбирать другое решение — квотирование экспорта. Административное принуждение продавать нефтепродукты внутри страны по заниженным ценам, очевидно, дестимулирует нефтеперерабатывающую отрасль. Цены все равно придется постепенно повышать, но мелкие АЗС окончательно уйдут в небытие — дефицит топлива в этом варианте при дальнейшем повышении спроса никуда не денется, и смягчать его в наиболее болезненных точках придется в режиме ручного управления. Получаться будет, скорее всего, плохо, но, во всяком случае, управленцы будут выглядеть как настоящие борцы против засилья жадных нефтяников. А если такая система проживет предвыборный период, можно будет вновь попробовать повести себя по-рыночному. Только ценовой шок окажется гораздо сильнее.