Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Стрельба холостыми

Медведев велел сделать «Сколково» «стреляющим брендом». Пока страна стреляет только «Калашниковым»

Поставленная президентом задача превратить «Сколково» в узнаваемый мировой бренд вполне логична. Только для этого Россия должна не только научиться создавать имена, но и продавать их. Пока самыми известными отечественными брендами являются автомат Калашникова, русская водка и Путин.

«Сколково» должен стать одним из наиболее узнаваемых и понятных российских брендов... это должен быть стреляющий бренд во всех смыслах, всем известный», – сказал Дмитрий Медведев во время совместного заседания комиссии по модернизации и попечительского совета фонда «Сколково». Задача поставлена правильно: если «Сколково» не станет «стреляющим» мировым брендом и реальным местом создания инновационных технологий международного уровня, проект можно будет тихо, но все равно с позором свернуть. В создание аналога Силиконовой долины, того, чего в России никогда не было, места, где происходит органичное соединение научных идей с государственными и частными деньгами, государство уже инвестировало огромные деньги. Участникам проекта даны невиданные преференции: даже президент фонда «Сколково» предприниматель Виктор Вексельберг признает, что больше льгот не надо. Фактически здесь не действуют писаные и неписаные российские законы, от которых пытается убежать в офшоры или просто свалить из страны всякий желающий сохранить себя российский бизнес.

Если ничего не удастся выстроить при такой господдержке и отсутствии бюрократических и неформальных способов удушения бизнеса, широко практикующихся в России, трудно рассчитывать на успех в любом другом уголке страны.

Однако никаких гарантий, что «Сколково» станет узнаваемым брендом и российской Силиконовой долиной, нет. За 20 постсоветских лет России не удалось создать бренд ни в одной сфере, не обязательно в высоких технологиях (если не считать брендами «Путина» и «Абрамовича») — в легкой промышленности, автомобилестроении, интернете, литературе. И оснований для оптимизма, что получится сейчас, пока нет.

В конце 2010 года в Нью-Йорке был обнародован очередной, пока последний по времени рейтинг «500 самых известных брендов мира», составленный экспертами Всемирной лаборатории брендов и получивший всемирное признание. В рейтинг вошли бренды из 28 стран. На первом месте, с 237 брендами, США, на втором Франция (47 брендов). Япония заняла третье место (41 бренд). Кроме них в числе первых десяти сильных брендовых стран названы Великобритания (40 брендов), Германия (25 брендов), Швейцария (21 бренд), Китай (17 брендов), Италия (14 брендов), Нидерланды (10 брендов) и Швеция (8 брендов). Российских брендов в списке нет вовсе.

Почему Россия не создает никаких брендов? С одной стороны, ответ очевиден: в 90-е годы расползалась ткань не только советского государства, но и науки, промышленности, культуры. Денег не было, задачей творческих людей, способных создавать бренды, стало выживание, попытка физически уцелеть в совершенно новой реальности. Однако

в нулевые, когда в стране установились относительно прочные порядки и пошли деньги, созданию национальных брендов стали препятствовать эти самые порядки. Тотальная коррупция, препоны на пути любой частной инициативы, оставшаяся в коматозном состоянии наука не способствовали появлению в Россию продуктов озарения ума и таланта.

Нобелевский лауреат Андрей Гейм сказал, что графен, за который он и получил главную научную премию мира, можно было создать и в России, однако «шансы его создания были 1 из 1000 по сравнению с тем, что можно было сделать за границей… В Англии я понял, что в течение шести месяцев там можно сделать то же самое, что в России в 90-х годах сделать в течение 10 или 20 лет».

Кроме отсутствия благоприятных условий в России для венчурного бизнеса, науки и творчества, у страны напрочь отсутствует умение себя подавать и продавать. В советские времена страна продавала как национальные бренды космос, балет, автоматы Калашникова, а в новые так и не научилась ни создавать, ни продавать. Со способностью российских властей тупо осваивать пиар-бюджеты, не думая о результате, даже если бы Facebook был придуман в России, вряд ли он бы стал мировой сетью. А напиши «Гарри Поттера» русская писательница — в лучшем случае эти книги неплохо читали бы только в России, Белоруссии и на Украине.

Так что «Сколково» становится не только индикатором способности России создавать значимые мировые продукты, но и продавать их. Иначе, как сказал президент, «не надо и заморачиваться».

Новости и материалы
Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак
Онколог Черемушкин: при жарке мяса в нем образуется канцероген бензапирен
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Все новости