Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Наши дети способны на большее»

Член комиссии Общественной палаты по образованию Ефим Рачевский о школе и проекте закона «Об образовании»

Проект нового закона «Об образовании» дает школе возможности развития, но использовать их можно, только поменяв всю школьную систему.

О том, каковы основные достижения российского общего образования и каковы его проблемы, о новом проекте закона и его общественном обсуждении, о воспитании в школе в интервью «Газете.Ru--Комментарии» рассказал член Общественной палаты, директор московского центра образования № 548 Ефим Рачевский.

— Что в нынешнем общем образовании нуждается в реформировании, то есть должно и может быть изменено?

— На мой взгляд, в изменении нуждаются в первую очередь смыслы общего образования.

Система школьного образования — одна из самых консервативных: оно мало чем отличается по сути от советского. Если и есть какие-то прорывные направления, то их очень немного, в отдельных регионах и школах.

Существенное противоречие и серьезная проблема заключается в том, что в советскую школу ходят несоветские дети.

В начале декабря были подведены итоги исследования PISA (Programme for International Student Assessment), где Россия занимает грустное 40-е место. Но грустить не надо: наших детей оценивали по тем критериям, по которым в наших школах не учат. Дети не могут продемонстрировать «компетентный подход» – использование полученных знаний, умений, навыков в различных практических и незнакомых ситуациях. Потому что отечественная школа нацелена на запоминание, хранение и воспроизведение информации. А наши дети способны на большее.

Одна из важнейших проблем – попытки навесить на школу функции, которые ей несвойственны, например воспитание как отдельное направление в деятельности школы. Представление о том, что образование включает в себя обучение, развитие и воспитание, было изложено еще в законе 1992 года. И совсем не обязательно создавать исключительно целевые программы, связанные с воспитанием. Патриотическое же воспитание навязать сверху невозможно.

Еще одна проблема последних десяти лет: если государство решает, что в стране должны быть некие существенные изменения, то школе предлагают ввести соответствующие предметы.

Происходят изменения, связанные с экологией – школе предлагается ввести экологию; если изменения связаны с обороноспособностью – школе предлагается реанимировать военную подготовку; если изменения связаны с морально-ценностным рядом – школе предлагается ввести нравственное либо религиозное воспитание.

При этом везде и громогласно говорят, что дети наши перегружены, что часов становится все больше. Я бы сравнил нынешнюю систему школьного образования с сельским хозяйством хрущевских времен, освоением целинных земель. Это экстенсивная форма развития.

— Может ли это быть учтено в проекте закона об образовании?

— На самом деле может: закон «Об образовании» 1992 года создал все необходимые условия для свободного развития школы. Никаких проблем в нем не было. Потом этот закон стали с разных сторон резать, и он перестал быть самым либеральным и самым разумным.

Но дело не в нем. Одного закона, как и одной Конституции, мало. Новый проект закона тоже дает возможность для свободного и продуктивного развития школы. Закон не мешает, я бы так сказал.

— Как же определяются ориентиры школьного обучения?

— Образовательные законы и стандарты, какими бы прекрасными они ни были, невозможно реализовать, пока школа не будет освобождена от несвойственных ей функций, пока в школу не придет другой учитель, пока требования к нему не изменятся через педагогическое образование, пока не изменится то, что мы называем педагогическим дизайном образовательного процесса. Дети сидят в затылок друг другу все так же, как в царской школе. И так же поднимают руки по команде учителя. Система же должна быть совершенно другой. Надо учить детей что-то делать на уроке, а не только отвечать на заданные вопросы. Пока это не изменится – ничего существенного не произойдет.

Надо понять, что нынешняя система потеряла свою культуросообразность.

Очень яркий пример – Министерство обороны, которое по решению министра закупает импортную военную технику. Многие возмущаются, а ответ прост: уважаемые производители вооружения не в состоянии делать его на таком уровне. Может, и нам перестать заниматься поиском своего особого пути в образовании — посмотреть, что делают в Южной Корее, Китае, Финляндии, и просто-напросто заимствовать этот опыт?

— Что же можно предпринять?

— ЕГЭ делает какие-то шаги в этом направлении. Во-первых, школы перестали сами себя оценивать. Это уже прогрессивный шаг. Во-вторых, в составе контрольно-измерительных материалов, несмотря на их несовершенство, есть часть С, направленная на выявление компетентностных возможностей ученика. Достаточно серьезный прорыв произошел в ЕГЭ по математике: исключили часть А — и экзамен стал совершенно другим. Это должно повлечь за собой изменение школьной математики, но процесс это небыстрый.

— А что в общем образовании и сейчас хорошо?

— Что требования социума к школе с каждым годом растут. К счастью, родители, направляя ребенка в школу, более четко формулируют свои притязания и все чаще хотят не набора знаний, а успешной социализации. Это важнейший критерий качества образования, понимаемый как способность делать выбор и принимать самостоятельные решения. Можно ли сделать это без знаний? Нет. Поэтому отрезать знания нельзя, но они не цель, а инструмент.

Постепенно развивается система государственно-общественного управления. Разумные директора школ идут рука об руку с органами соуправления, где представлены и родители, и ученики, и учителя.

Серьезным фактором влияния стало нормативно-подушевое финансирование, когда государственные деньги идут не на учреждение, а на ученика. Благодаря этому появляются достаточно прозрачные критерии успешности школ. Семья, осознавая себя налогоплательщиком, понимает, что бюджетные деньги выделены им, и они отдают их туда, куда захотят.

Количество школ сократилось не только из-за демографических изменений, но и потому, что в некоторые школы родители не хотят отдавать своих детей. Такие школы закрываются — и это правильно.

Еще один момент – информатизация школ. В России не осталось школы, не подключенной к интернету. И совсем не обязательно компьютер должен стоять именно там: благодаря сетям домашний компьютер тоже считается вовлеченным в систему образования.

Позитивен приток молодых учителей в школу. Одна из причин: школа во все времена — источник пусть небольшого, но гарантированного дохода. К сожалению, не всегда молодежь может найти место в школе, в том числе из-за недостатка практики. Но есть группа вузов, имеющих полноценную годичную преддипломную интернатуру.

Вообще в российской системе высшего образования есть такая проблема: самые молодые выпускники в Европе. Страны, заключившие лиссабонскую конвенцию, ведут 12- или 13-летнее общее образование. Нашим выпускникам 17 лет, немецким 19, где-то есть даже 20-летние. Это колоссальная разница. И юность наших выпускников – одна из причин множественных неудач при выборе профессии.

— Обучать нужно дольше?

— И начинать раньше. Вот еще одна проблема: при анализе успеха наших школьников в исследовании чтения PIRLS выяснилось, что наиболее успешны дети, в дошкольном возрасте вовлеченные в систему образования. В России этой системой охвачены не более 65% детей.

— Как разграничиваются зоны ответственности семьи и школы в воспитании детей?

— Кто отвечает за воспитание? Ну конечно, семья в первую очередь. Это принято в той части мира, где индивидуальное доминирует над коллективным, где от поколения к поколению передаются ценности, где естественным правом решать судьбу детей обладают только мама с папой. Если семья с этим не справляется, тогда уже ей надо помогать.

В школе блестяще, азартно, наглядно, интерактивно проведенный урок физики в деле воспитания духовности и толерантности гораздо эффективнее пяти классных часов, посвященных нравственным ценностям.

В деле воспитания не обойтись специальными мероприятиями, поэтому воспитывать надо в процессе учебного труда. Если он приносит удовлетворение – он позитивно воспитывает. Если не приносит, никакими словами тут не поможешь.

— Общественное обсуждение законопроекта о полиции прошло очень активно. Оживленного обсуждения законопроекта об образовании на соответствующем сайте не происходит. Почему?

— Закон об образовании, в отличие от закона о полиции, касается всех, но обсуждают действительно пассивно.

Когда обсуждался закон о полиции, давалось много информационных выбросов по нему. По поводу закона об образовании СМИ, в том числе телевидение, молчат. Поскольку у нас доминирует телевизионная культура, то люди просто и не знают. Ведь пользователей интернета у нас не так и много – 26 миллионов, из которых наверняка 25 преимущественно развлекаются.

Важно и содержание документа. В законопроекте нет острых для общественности вопросов. Полностью убрали начальное профессиональное образование. Это касается той части населения, которая политически не активна, никогда не принимала активное участие в обсуждении законодательных инициатив. Еще новый закон окончательно ставит в легитимные рамки двухступенчатую систему бакалавриат--магистратура. Это не новость: Россия уже участник болонской конвенции. Единственное, что встряхнуло массы, – тезис об обязательном дошкольном образовании. Но только из-за того, что не было разъяснено: это не обязанность, а право семьи. Люди стали выступать против, и этот тезис убрали. Но я буду стараться, чтобы его вернули.

Последняя итерация законопроекта, вывешенная на сайте 1 декабря, вполне читаема и хороша. Первый вариант состоял из 429 страниц, осталось только 230.

Мне большинство его положений нравятся.

— Что может случиться с законом уже после принятия?

— Приведу пример. После принятия в 2004 году закона ФЗ-122 школа была лишена права собственности, права держать свои деньги в кредитных учреждениях. То есть под воздействием других законов школа утратила экономическую свободу, которая была ей дарована законом «Об образовании» в 1992 году. Теперь новый законопроект вобрал в себя изменения, сделанные в законе ФЗ-83, право школы на автономию. Произошел возврат к возможностям 1992 года.

— Помимо закона будет ряд других документов. Как они повлияют?

— Важнейший из них – образовательный стандарт, наличие которого обязательно по закону «Об образовании». Обсуждение нового стандарта завершается. Ничего особенного в стандарте нет, дурного в нем очень немного, и все зависит от того, как он будет реализован. Предложенный вариант – шаг вперед по сравнению с 2004 годом. Например, если взять стандарты старшей школы и убрать концептуально-лозунговую часть, то старшеклассник, наконец, перестанет быть жертвой изучения 16 предметов. Предполагается сделать обязательными только три. Из базисной части плана никогда ничего не убиралось, а теперь предоставляется право выбора. Это очень хороший шаг.

Беседовала Светлана Ярошевская

Новости и материалы
В Кремле не стали комментировать утверждения США о северокорейских военных в Курске
В Кремле прокомментировали попытку Киева вовлечь Сеул в конфликт на Украине
Трансформатора освободили от долга в десятки миллионов рублей
Microsoft составила подборку из лучших приложений 2024 года для Windows
Легендарная теннисистка: провалившую гендерный тест боксершу нельзя было допускать до Игр
Ксения Бородина опубликовала редкое фото в бикини
В Петербурге братья-цыгане продали пенсионерке 40 банок коллагена под видом красной икры
Власти Белгородской области сообщили об атаке дронов ВСУ
Арестованный замначальника тыла Росгвардии пожаловался на грубое общение
«Насиловал детей»: дочь экс-солистки «Миража» оказалась ученицей педофила
Стало известно о блокировке Telegram в украинских вузах
В Кремле ответили на обвинения России во вмешательстве в выборы в Молдавии
Москвич проиграл суд «Русскому лото» за 566 тысяч рублей
Главные покупатели российского угля стали отказываться от закупок
Шквалистый ветер частично оставил без света около 90 тысяч жителей Дагестана
Эксперт раскрыл, что ждет США после выборов
Анна Калашникова раскрыла имя домогавшегося ее режиссера
Россиянка, заставившая любовника выкопать тело мужа, чтобы его сжечь, отправилась на СВО
Все новости