Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Свободу перу

Журналистам нужны не охранники, а профессиональная свобода

Российская пресса нуждается не в программе особой защиты, а в возможности работать без давления, в первую очередь со стороны власти.

Серия недавних преступлений против журналистов (самыми громкими стали избиения специального корреспондента «Коммерсанта» Олега Кашина и главного редактора оппозиционной газеты «Саратовский репортер» Сергея Михайлова) заставила власть изобразить деятельную заботу о безопасности представителей СМИ. Правильные слова о необходимости защиты журналистов произнес президент. Подсуетились депутаты: ветеран российской журналистики, заместитель председателя думского комитета по информационной политике Борис Резник предложил поправки в Уголовный кодекс, приравнивающие журналистов к государственным деятелям и ужесточающие наказания за преступления против представителей СМИ.

Но и правильные слова президента, и эти законодательные инициативы не решают главной проблемы: роль СМИ в российском обществе искажена.

Вместо естественной роли информационных посредников между обществом и государством, российские средства массовой информации воспринимаются властью как спецобслуга (и, увы, по большей части именно такой обслугой и являются), через которую она шлет обществу только те сигналы, которые считает нужными. При этом власти предержащие совершенно не интересует, что думает на тему их посланий общество и какие ответные сигналы готово послать оно.

Все последние десять лет информационная закрытость власти от общества и прессы неуклонно возрастала, несмотря на нынешнюю повальную чиновную моду на твиттеры, фейсбуки и блоги. В Доме правительства журналистов пула чуть ли не под конвоем водят даже в туалет. А Госдума давно уже не только «не место для дискуссий», но и источник весьма дозированной информации. Хотя парламент по определению должен быть самым «народным», самым открытым органом власти.

В лучшем случае отношения власти со СМИ покровительственные — в худшем прямой диктат или неприкрытое давление.

Арсенал средств и методов, с помощью которых журналистам указывают на их место, подчиняют несогласных, карают непокорных, широк – от судебных исков (достаточно вспомнить дело о клевете, которое только что выиграл мэр Химок у искалеченного журналиста Михаила Бекетова) до натравливания на «неправильные» СМИ налоговиков, пожарных и т. п.

Но в цивилизованном обществе журналисты не нуждаются в покровительстве, скорее наоборот, СМИ имеют возможность создавать и хоронить репутации политиков и осуществлять жизненно необходимую для любого нормального государства функцию общественного контроля над властью.

Наша же власть стала говорить слова о значении журналистов и выказывать готовность защищать их только потому, что был избит достаточно известный среди активной части блогосферы и интернет-сообщества журналист, да к тому же сотрудник одной из главных по степени влияния на думающих граждан газет страны.

Если бы это были не Олег Кашин и не «Коммерсантъ», мы бы не услышали от власти даже дежурных обещаний найти и покарать преступников.

Россия из года в год входит в число мировых лидеров всех международных рейтингов по количеству преступлений против представителей СМИ. О большинстве этих преступлений широкая публика и не узнает, и даже самые громкие из них остаются нераскрытыми.

Нынешняя модель отношений власти к СМИ во многом напоминает ту, что сложилась в советские времена. Но даже тогда полностью идеологически и финансово подчиненная государству пресса была властью хотя бы в той части, что газетная заметка могла реально на что-то повлиять. И влияла. Иногда положительно (чаще, когда речь шла о конкретных бедах «маленьких» людей), порою трагически (как это было не только в годы сталинских репрессий, когда критические газетные статьи в адрес отдельных людей часто предваряли последующий арест и расстрел «героя», но и позже, когда вслед за публикациями начиналась травля писателей, композиторов, ученых и т. п.).

Разумеется, многое в налаживании правильных отношений с властью зависит от самого журналистского сообщества. Но главную роль в становлении новой модели предстоит сыграть власти. Она должна осознать, что журналисты должны быть ее равноправными партнерами и посредниками в отношениях с обществом, голосом этого самого общества. Журналистам не нужна особая защита со стороны власти. Им нужно от власти уважительное отношение к их труду и адекватное понимание роли СМИ в жизни страны.

Новости и материалы
Власти Брянской области сообщили о возгорании объекта инфраструктуры
Стали известны подробности гибели военкора Еремина
Женщину спасли от экс-бойфренда после того, как она написала работодателю, что ее похитили
Власти Курской области сообщили, что в небе над регионом сбили два дрона
Хакеры заполучили данные ЦАХАЛ
Завершился ремонт ВПП в аэропорту Владикавказа после удара молнии
Власти Курской области сообщили о работе ПВО
«Спартак» уже не великий клуб, а нормальный»: Широков о красно-белых
Митингующие устроили шествие в центре Тбилиси
В ЦАР ждут Путина
Посещение сауны может предотвратить инсульт, рассказал врач
В Пермском крае ищут женщину, которая пропала при странных обстоятельствах у своего дома
ВСУ под Часовым Яром испытывают трудности из-за массового дезертирства
Россияне били детей металлическими прутьями, лишали еды и оставляли без одежды в холоде
Во Франции нашли загадочную древнюю постройку уникальной формы
Молния повредила взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
На Украине заявили о повреждении инфраструктуры порта Южный
Низкий уровень тестостерона не обязан ухудшать либидо, заявил врач
Все новости