Нежелание властей заниматься спорными, с точки зрения общественного мнения, строительными проектами публично и открыто, ведение их в угоду тайным для населения корыстным интересам чиновников превращают каждый такой проект в точку политического напряжения, при этом только усиливая подозрения в теневых намерениях и коррумпированности заказчиков.
История с вырубкой участка Химкинского леса в районе аэропорта Шереметьево буквально на глазах становится серьезной политической проблемой, страсти вокруг которой нагнетаются искусственно, а первопричиной является откровенное пренебрежение государства к диалогу с обществом по спорным проектам.
Строительство автотрассы через заповедный лес стало бы предметом бурных дискуссий, а возможно, и референдумов, практически в любой стране, кроме тех, режимы которых в принципе игнорируют любые точки зрения населения. В России
вырубку участка Химкинского леса под автотрассу власти изначально обставили так, что это не могло не вызвать возмущения граждан.
Людям никто не удосужился объяснить, почему нужно строить именно петляющую, а не прямую трассу — дублер Ленинградского шоссе (прямая обошлась бы дешевле, и леса вырубать пришлось бы меньше). Как раз подозрения в том, что по бокам новой петляющей трассы земля уже продана под коммерческие проекты (торговые центры и т. п.) стали одним из основных доводов противников строительства, не считая собственно экологических причин.
На фоне принципиального отказа властей объяснять свои резоны в строительстве именно такой автотрассы с таким большим захватом лесного массива, естественно, родилась и конспирологическая версия коллапса на Ленинградском шоссе, который формально под предлогом ремонта путепровода устроили московские власти 27 июня. Федерация автомобилистов России и движение в защиту Химкинского леса в середине июля подали совместное заявление в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в реальных причинах транспортной блокады Ленинградского шоссе, начавшейся 27 июня и завершившейся 2 июля после личного вмешательства премьер-министра Владимира Путина. По их мнению, совпавший по времени с визитом в Москву возможного инвестора платной трассы Москва — Санкт-Петербург – совета директоров ЕБРР –
коллапс был специально инспирирован Минтрансом России для того, чтобы убедить инвесторов и общественность в необходимости строительства нового дублера Ленинградского шоссе любыми средствами по заповедной дубраве Химкинского леса.
Ранее Европейский банк реконструкции и развития, а также Европейский инвестиционный банк обещали кредит в 400 млн евро на строительство трассы. Но в начале июля (как раз после визита в Москву) специальный эколого-социальный консультативный совет ЕБРР рекомендовал банку отказаться от участия в проекте именно из-за вырубки леса.
В результате общественно значимый и вполне оправданный по замыслу проект (а необходимость строительства новой трассы Москва — Петербург легко можно объяснить причинами, доступными пониманию любого мало-мальски грамотного человека, имевшего дело с Ленинградским шоссе) выглядит как теневой закулисный бизнес чиновников. А
нежелание считаться с точкой зрения местного населения превращает проект из экологической проблемы в очаг политического напряжения.
Такое превращение и есть показатель предельно неэффективного государства, не имеющего нормального контакта с обществом и не демонстрирующего прозрачности своих намерений там, где это жизненно необходимо.
«Лес рубят, щепки летят», — знаменитая сталинская формула на новом витке социальной истории России в Химкинском лесу неожиданно приобрела дополнительный, но тоже вполне зловещий смысл. Неизвестные «братки» на джипах и скинхеды, которые «мочат» друг друга и лесорубов, — не лучший фон для старта проекта строительства обычной автотрассы, пусть и между двумя столицами государства.